01 мая 2017
Усыновление

Шолпан Байболова об итогах работы центров поддержки семьи за 2016 год

В 2016 году наше министерство совместно с двумя НПО, запустило в двух городах страны пилотный проект по реорганизации и трансформации детских домов в центры поддержки семьи (ЦПС). 31 марта в Астане прошло заседание республиканского совета директоров детских домов, где обсуждалась работа ЦПС. Встреча прошла в рамках стратегической сессии: был представлен план работы центров, обсуждались актуальные проблемы и пути их решения. 

Чтобы всесторонне продемонстрировать работу ЦПС, их цели и итоги работы за первое полугодие (с момента создания), мы взяли интервью у руководителей этих учреждений — Шолпан Байболовой и Бибигул Махметовой, у советника министра по защите прав детей Балии Акимбековой, а также у российского эксперта Натальи Соколовой. 

Шолпан Байболова, активист и руководитель координационного совета общественного движения “Ребенок должен жить в семье”. 

avatar
Расскажите подробнее о проекте “Центр поддержки семьи”, который создан на базе детского дома города Алматы при участии ОД “Ребенок должен жить в семье”. 
avatar

Общественное движение “Ребенок должен жить в семье” создано в 2012 году. Мы не помогаем во время усыновления и не оказываем адресную помощь детским домам, поскольку считаем, что необходимо менять существующую систему социальной защиты детей-сирот в Казахстане, отказываться от помещения детей в детские дома и развивать семейные формы устройства: усыновление, опеку и патронат. 2016 год стал переломным в деятельности нашего движения: удалось запустить именно то, ради чего все и задумывалось — Центр поддержки семьи на базе одного из детских домов города Алматы.

Если говорить об особенностях центра, в первую очередь стоит отметить так называемый “Социальный патронат” — услуги по оказанию помощи кризисным семьям, профилактика попадания ребенка в детский дом. Если ребенок уже находится в интернатном учреждении, проводится психолого-педагогическая и реабилитационная работа с ним и с семьей с целью его возвращения в родную семью. Если проживание ребенка с родителями невозможно, специалисты ЦПС должны будут найти для него приемную семью (усыновителей, опекунов или патронтаных воспитателей). Для этого существует “Школа приемных родителей”, которая занимается подбором, обучением кандидатов в приемные родители по специальным программам.


“Служба поддержки семьи” оказывает услуги комплексного сопровождения, а именно:

  • мониторинг процесса адаптации детей в новых семьях;
  • пошаговое курирование;
  • психологическую и правовую помощь ребенку и приемным родителям.


Важное звено в таких службах — юридические службы. Во-первых, они необходимы, чтобы оказывать консультативную помощь потенциальным приемным родителям, детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Во-вторых, они могут своевременно определить статус ребенка, чтобы ускорить процесс усыновления. Зачастую он вынужден годами находиться в детском доме из-за того, что его родители все еще не лишены родительских прав? но заниматься воспитанием своего ребенка не хотят. 


Главная идея создания Центров поддержки семьи — устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя (“из семьи в семью”), минуя детский дом. ЦПС также оказывают дальнейшую квалифицированную помощь этим семьям (психологическую, педагогическую, медицинскую, юридическую и материальную). Развивая профессиональный институт приемной или патронатной семьи, мы сможем постепенно отказаться от системы детских интернатных учреждений.  

avatar
С какими трудностями в работе вы сталкивались и какие актуальные проблемы существуют сегодня? 
avatar

2017 год сложный хотя бы потому что перед нами стоит важная задача — дальнейшая трансформация системы детских домов в службы поддержки семьи, деятельность которых будет направлена на то, чтобы дети жили в семье (в идеале — родной). Понятно, что общественной организации это сделать не под силу, необходимо взаимодействие и заинтересованность компетентных государственных структур, в том числе и законодательные меры. Партнерство в этой сфере уже существует, наша задача — быть максимально профессиональными и последовательными в своей деятельности. 


В этом году мы должны стандартизировать услуги, которые оказывают ЦПС, подготовить методические пособия, разработать тренинги и обучающие программы для специалистов: психологов, социальных работников, сотрудников органов опеки и попечительства. К концу года нам нужно презентовать некую модель Центра, которая в дальнейшем будет использоваться для внедрения в других регионах страны. 


Самой большой проблемой на сегодняшний день является то, что потенциальные приемные родители стоят в очереди на усыновление за детьми от 0 и до 3 лет, тогда как в детских домах, как правило, находятся дети от 7 лет и старше. Кроме того, более 30% детей не имеют статуса и не подлежат усыновлению. Очень много детей-сибилингов (двое, а чаще трое и четверо братьев и сестер из одной семьи). Таких деток приемные родители брать боятся. 


Подросткам нужно искать взрослых волонтеров: наставников, которые помогут им социализироваться в обществе. Для этого существуют гостевые семьи и проект “Наставники”, который мы совместно с партнерскими организациями реализуем с 2014 года в трех городах. 


Очень важно заниматься профилактикой, чтобы дети не попадали в детские дома. Но в нашей стране практически нет профессиональных организаций, нет социальных работников, которые бы оказывали такие услуги. 

avatar

Каких результатов достиг Центр поддержки семьи? 

avatar

За время функционирование нашего Центра в детский дом №2 города Алматы поступило одиннадцать детей, из которых восемь уже адаптированы.

Приоритетной задачей для нас является возврат ребенка в кровную семью. Поэтому в первую очередь мы работаем с родными ребенка, а уже потом ищем возможности устройства в приемную семью. Одного ребенка нам уже удалось вернуть в родную семью, еще с тремя ведется работа в данный момент. 


Индивидуальная поддерживающая терапия детского семейного психолога, которая проводится либо отдельно с ребенком, либо совместно с родителем, особенно важна на этапе адаптации ребенка в новой семье. Так, после психологической подготовки по адаптации, двое детей уже перешли в новую семью, трое на стадии передачи (гостевой режим). 


Кроме того, мы считаем, что очень важно заниматься профилактикой социального сиротства. В нашей стране более 80% детей — сироты при живых родителях, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут заботиться о своих детях. Сегодня не существует сформированной системы профилактики. А международная практика показывает, что если семье на ранней стадии кризиса оказать социальную, материальную и психологическую поддержку, ее можно сохранить и, самое главное, — избежать попадания ребенка в детский дом. 


Что немаловажно, мы занимаемся сопровождением семей в целях профилактики возвратов и вторичного сиротства. К сожалению, статистика говорит о том, что в Казахстане они составляют от 16 до 20% в год, а это почти контингент трех детских домов. Работая с пятнадцатью семьями, в шести случаях нам удалось предотвратить возврат, пять семей мы поддержали и в них воцарился мир, с четырьмя работа еще ведется. 


Много внимания уделяем вопросу социализации. Выпускникам детского дома №2 города Алматы была предложена программа развития личности “Я и Мир”. По результатам тринадцати занятий можно сделать вывод о том, что дети стали более уверенно смотреть в будущее: у слушателей на 68% улучшилось эмоциональное состояние, на 63% повысилась уверенность в себе, на 58% — общительность, у 42% увеличилась инициативность и у 79% — успеваемость. 


Второй этап социализации выпускников — проект “Наставники”. Благодаря общению с наставниками дети со временем становятся более подготовленными ко взрослой жизни, отмечается положительная динамика в плане коммуникации, целеполагания, социализации и профориентации. Сейчас в Алматы тридцать шесть наставников работают с тридцатью девятью детьми (в 3-х городах: Астана, Алматы и Караганда — восемьдесят наставников и восемьдесят пять детей).

В результате скрининга воспитанников из двух детских домов города Алматы были выявлены дети, которым необходимы психологические консультации. Им оказывается помощь, направленная на стабилизацию психоэмоционального состояния.


В школу приемных родителей приходят не только кандидаты, но и уже состоявшиеся приемные семьи, а также кровные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. У нас они получают те знания, которые в будущем облегчат их взаимодействие с детьми и предупредят нежелательный исход событий. На индивидуальные и групповые консультации после посещения Школы записались двадцать семь человек. 


К нам обращаются приемные семьи по конкретным запросам. Например, для получения разовых консультаций, которые не требуют длительной работы специалиста. Мы ежемесячно организуем Клубы приемных родителей, где наши психологи либо проводят тематические лекции для повышения родительской компетенции, либо отвечают на волнующие родителей вопросы. На сегодняшний день были затронуты следующие темы: 


  • “Социально-психологические последствия жестокого обращения с ребенком”;
  • «Как помочь травмированному ребенку пережить психологическую или физическую травму”;
  • “Конфликты в отношениях и способы их преодоления”;
  • “Личные границы взрослого и ребенка и как их выстраивать”;
  • “Как говорить с детьми об их прошлом”;
  • “Эмоциональное выгорание. Практические навыки предотвращения”;
  • “Адаптация приемных родителей. Что это и как адаптироваться”;
  • “Правила счастливой семьи. Устанавливаем, действуем и наслаждаемся”.


Нами была организована группа по формированию навыков позитивного и гармоничного взаимодействия родителей с детьми с помощью арт-терапии.

В этом году, по просьбе руководства двух детских домов города Алматы, внедряем годовую программу для воспитателей в целях повышения их знаний в области психологии. Это необходимо для более качественной работы с детьми, профилактики эмоционального выгорания педагогов и текучести кадров. 

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1879431142269577