01 мая 2017
Права детей
Усыновление

О целях центров поддержки семьи

В 2016 году наше министерство совместно с двумя НПО, запустило в двух городах страны пилотный проект по реорганизации и трансформации детских домов в центры поддержки семьи (ЦПС). 31 марта в Астане прошло заседание республиканского совета директоров детских домов, где обсуждалась работа ЦПС. Встреча прошла в рамках стратегической сессии: был представлен план работы центров, обсуждались актуальные проблемы и пути их решения. 

Чтобы всесторонне продемонстрировать работу ЦПС, их цели и итоги работы за первое полугодие (с момента создания), мы взяли интервью у руководителей этих учреждений — Шолпан Байболовой и Бибигул Махметовой, у советника министра по защите прав детей Балии Акимбековой, а также у российского эксперта Натальи Соколовой. 

Балия Акимбекова, советник министра по вопросу защиты прав детей 

avatar
Расскажите, пожалуйста, о заседаниях республиканского совета директоров детских домов. С какой целью они проводятся и когда началась работа по центрам поддержки семьи? 
avatar

В 2016 году министерство запустило две большие задачи по реорганизации работы детских домов. Первая задача — это реорганизация детских домов: в одном учреждении не должны находиться 100 детей, как это было раньше. Именно из-за этого происходит обезличивание детей, отсутствует индивидуальный подход. Вторая задача — трансформация этих учреждений в центры поддержки семьи (ЦПС).

avatar
Ежегодно каждый совет проводим в разных городах, чтобы видеть состояние детских домов по стране. В год проходит две встречи. В прошлом году на заседании мы объявили о запуске ЦПС при детских домах. В этом году уже представили результаты их работы за первое полугодие. Никто не верил, что Центры заработают. А мы показали, что это возможно даже без привлечения дополнительных средств. Запустили два пилотных проекта, в двух городах: в Алмате вместе с общественным движением (ОД) “Ребенок должен жить в семье” под руководством Шолпан Байболовойвой и в Астане вместе с общественным фондом (ОФ) “Ана үйі” под руководством Бибигул Махметовой.  
avatar
Расскажите, пожалуйста, о целях Центров поддержки семьи и какие службы они выполняют? 
avatar

Всего три службы. Задача каждой из них совпадает с целями центров:

Основная задача первой службы — профилактика сиротства. Эта служба работает на то, чтобы дети не попадали в детские дома. Она активно взаимодействует с социальными педагогами и психологами школ, с комиссией по делам несовершеннолетних, с акиматом и т.д.

avatar

Вторая служба отвечает за переориентацию персонала, содержание детей и их подготовку к выходу из детского дома, за подготовку потенциальных приемных родителей. Основной постулат звучит так: “Не ребенок для семьи, а семья для ребенка”. Мы приглашаем зарубежных экспертов (в прошлом году — из Грузии, в этот раз — из России). И наш опыт, и опыт соседних стран показывает, что семья должна быть максимально гибкой и правильно подготовленной для того, чтобы принять ребенка. Во второй службе большая ответственность лежит на юристах. В штате детского дома должен быть юрист, который проверяет статус каждого ребенка и его документы. Это важная задача второй службы. От правильной работы юриста по документам и статусу зависит, как скоро ребенок попадёт в семью. Мы стремимся сократить время пребывания ребенка в детском доме до 1 года, это наш идеальный KPI. Сейчас дети находятся в детском доме в среднем до 10 лет. 

avatar
Третья служба отвечает за профессиональное сопровождение семьи после усыновления. Если ребенок или приемная семья после усыновления столкнулись с проблемой, они должны знать, куда и к кому можно обратиться. Сейчас, в рамках совместного меморандума, к работе подключился гражданский сектор, чтобы оказывать профессиональные услуги в этих вопросах. Так во всех городах Казахстана в “Ана Үйі” есть “Центр поддержки усыновления”. Позвонив туда по номеру 1422, можно получить консультацию специалистов. При необходимости консультанты могут выехать на дом. Еще один проект НПО, который важно отметить — это проект “Наставники”. Благодаря ему, ребенок подросток из детского дома приобретает друга-наставника, который помогает адаптироваться ребенку ко взрослой жизни, а также проводит профориентационную подготовку для выпускников и взрослых деток.  
avatar
Почему так важна совместная работа над созданием ЦПС? 
avatar

Комитет не смог бы сделать это самостоятельно, поскольку нужны человеческие ресурсы, которые обладают экспертизой. Недостаточно просто привезти международных экспертов в закрытую систему детских домов. А у ОД “Ребенок должен жить в семье” и ОФ “Ана үйі” был необходимый опыт и определенные нормативы. Поэтому мы сначала добились открытости детских домов для НПО, чтобы совместно с ними создать ЦПС. Точка невозврата уже пройдена. Теперь все зависит от успешной совместной работы НПО, детских домов и государственных органов.

avatar
Для того, чтобы центры полноценно заработали, первое, что нужно - это внести в закон понятие центра поддержки семьи, как одну из форм образования, на которое распространяются эти правила. Мы дали свои предложения. Также сейчас готовится положение о ЦПС. На заседании мы обсуждали это положение. И это положение писалось не теоретически, а на основе пилота, который был реализован и уже работает полгода. И во время заседания получили дополнительные предложения как от НПО, так и от директоров детских домов. И сейчас этот проект положения еще будет дорабатываться. Но это не мешает продолжать работу ЦПС, которую уже начали.  
avatar
Какие итоги работы ЦПС вы можете назвать уже сегодня? Для чего, на ваш взгляд, необходимы центры поддержки семьи и почему так важно продолжать трансформацию старой системы детских домов? 
avatar

Подводя первичные итоги работы центров, хочу отметить, мы не гонимся за цифрами и количеством — для нас важно качество предоставляемых услуг. Работа по усыновлению не заключается лишь в передаче ребенка родителям, важно подготовить семью, поработать с ребенком и сопровождать ребенка и семью в дальнейшем.

avatar

Сегодня существует такая проблема: нет профессионального сопровождения приемных семей, не оказывается профессиональная психологическая помощь детям в детских домах и приемным родителям. Вот для этого работают наши ЦПС. Еще при центрах созданы Школы приемных родителей. Ожидается, что в течение ближайших 2-3 лет работа Школ будет регламентирована на законодательном уровне.

avatar

Еще одним результатом можно назвать статистику возврата детей. В прошлые годы этот показатель равнялся 20%, а в этом году он снизился до 16%. 

avatar

Также мы внесли изменения в нормативные документы, которые позволят реализовать этот проект. Теперь у детских домов есть возможность гибко подходить к вопросу формирования штата, то есть могут взять в штат юриста, психолога

avatar

В прошлом году, благодаря государственной политике открытости и вовлеченности гражданского общества, мы начали приглашать представителей СМИ и НПО на заседания республиканского совета директоров детских домов. Это очень важно — быть открытыми для общественности. В 2017 году решено продолжать развитие инициативы. Это значит, что на базе еще четырех детских домов страны появятся ЦПС. 

avatar
Детским домам пока тяжело привыкать к изменениям. Психологи и юристы ЦПС являются тренерами: они обучают и детей, и персонал. В прошлом году по вопросу трансформации детских домов мы проконсультировали более 700 сотрудников. Практику подготовки и адаптации персонала будем продолжать. 

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1879434195602605

Digital-агентство Белочка