14 июля 2017
Практика и трудоустройство

Дуальное обучение - гарантия успешного трудоустройства

Дуальное обучение - залог уверенности кандидата в обретении хорошей профессии, в этом убедилась Аружан Амалбек, студентка Алматинского экономического колледжа.

Зачастую учащиеся профессиональных и технических заведений начинают по-настоящему понимать и любить свою будущую профессию лишь после того, как получат опыт работы по специальности. Увеличить долю практики в процессе обучения, реально приобщить студентов колледжей к производственному процессу – одна из целей нашего министерства. Важным аспектом этой работы стал переход к дуальной системе профессионального образования. Суть методики, успешно апробированной в странах Евросоюза, заключается в увеличении доли производственной практики: студенты начинают работать на реальном производстве, продолжая при этом учиться. 

В одном из недавних репортажей мы уже рассказывали об опыте успешного взаимовыгодного сотрудничества Алматинского экономического колледжа (АЭК) с торгово-производственной сетью «Беккер и К». Героиня нашей сегодняшней истории – студентка третьего курса АЭК. 19-летняя Аружан Амалбек учится на техника-технолога по специальности «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство». Благодаря дуальной системе обучения сейчас она имеет возможность гораздо лучше изучить свою профессию, проходя практику в производственных цехах «Беккер и К». 

Практика помогла Аружан убедиться в том, что она находится на правильном пути. Хотя выпечка – наряду с книгами – всегда увлекала девушку. «Я ещё в школе думала, что буду работать в сфере, связанной с питанием, – признаётся она. – Профессию посоветовала моя тётя, которая тоже когда-то училась на техника-технолога. В АЭК предоставлялся государственный грант, поэтому подала документы именно сюда». Выходит, что возможность бесплатного обучения играет далеко не последнюю роль: грант тоже повлиял на выбор девушки, о котором она не жалеет. «Теперь, когда я понимаю суть профессии, у меня не осталось никаких сомнений в правильности выбора», – с уверенностью говорит Амалбек. 

Свяжет ли девушка в дальнейшем свою профессиональную деятельность с сетью «Беккер и К» – зависит не только от её желания, но и от того, как она покажет себя на производстве. «Во время практики мы видим – насколько человек способен, насколько обучаем, как быстро приобретает навыки работы, и в каком направлении может развиваться, – рассказывает Насима Махмутовна Калиева, директор хлебопекарного и кондитерского производства ТОО «Беккер и К». – Кроме того, если мы нанимаем бывших практикантов на постоянную работу, то адаптационный период, который есть в каждой компании, для них проходит проще и быстрее». 

Естественно, ведь такая практика мало чем отличается от реальной работы новичка на производстве, принятого, скажем, на испытательный срок. Студенты работают под наблюдением опытных технологов полный рабочий день – с 9 утра до 6 вечера. Предварительно они проходят полный инструктаж, знакомятся с историей компании, её политикой, изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования. «Выпекать – это не так уж сложно. А на подготовку нужно потратить много времени и сил», – шутит Насима Махмутовна. И продолжает уже серьёзно: «Мы хотим, чтобы ребята не только получили чёткое представление о том, что такое пищевое предприятие, но и научились работать руками».

В эффективности подобной практики нет никаких сомнений, её подтверждает даже народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Есть и более объективные доказательства: считается, например, что экономический успех Германии базируется именно на дуальной подготовке кадров. Так что есть все основания рассчитывать, что изменения в системе профессионального образования поспособствуют решению проблемы занятости молодёжи, в частности – и процветанию нашей страны в целом.

В нашей стране спрос рынка труда на подготовленных профессионалов технических специальностей решили удовлетворить на государственном уровне. Стартовавший в этом году проект «Бесплатное техническое образование для всех» должен помочь получить профессию в колледже 673 тысячам молодых казахстанцев. Государство оплатит расходы на их учёбу и окажет социальную поддержку: обеспечит стипендиями и проживанием в общежитии, а также ежедневным разовым питанием. 

Финансовый вопрос, безусловно, является актуальным. Снова обратимся к статистике: ежегодно порядка 20 тысяч юношей и девушек идут работать сразу после 9 или 11 класса – то есть без подготовки. Другой опрос, проведённый непосредственно в школах, показал: 46% учащихся не намерены продолжать своё образование, поскольку не имеют для этого материальной возможности.

Многочисленные исследования показывают чёткую тенденцию: чем лучше система технического и профессионального образования – тем лучше развита страна в экономическом плане. Эта зависимость становится ещё более заметной, если взглянуть на данные по занятости населения. Так, в странах с развитой системой обучения в колледжах молодёжная безработица в два раза ниже, чем в среднем по Европе. С другой стороны, отстающие по экономическим показателям страны ЕС – Греция, Испания и Португалия – не уделяют такого внимания подготовке кадров по рабочим специальностям, и потому испытывают дефицит в квалифицированных технических специалистах. Так что вывод очевиден: будущее профессионально-технического образования - за дуальной системой обучения.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1915398595339498