07 декабря 2016
Практика и трудоустройство

Сварочный полигон и его Мастер

Существует мнение, что колледжи – это те ПТУ старого образца, которые считались последним оплотом для тех, кто не смог продолжать учебу в школе или поступить в ВУЗ. Сегодня мы начинаем серию статей, в которых расскажем об изменениях, которые произошли внутри колледжей после реформы образования и перехода к дуальной системе обучения (больше времени уделяется практике на производстве, чем теории). Перемены коснулись практически всего: современный колледж оборудован лучше, чем многие ВУЗы, а педагоги и мастера производственного обучения могут дать необходимые навыки самостоятельной работы и развить творческий потенциал студентов. 

Мы представляем вам Малика Бакбергенулы, мастера производственного обучения сварочной и слесарной мастерских в одном из лучших колледжей нового образца – Алматинском государственном колледже энергетики и электронных технологий, который готовит энергетиков и электриков. Более 10 лет опыта работы газоэлектросварщиком и два года педагогической работы помогают ему найти подход к каждому ученику: «В свое время после школы, как и любой юноша хотел обязательно получить водительские права, но мне не было 18 лет и нужно было отучиться еще 2 года в ПТУ, – рассказывает он. – Я получил диплом газоэлектросварщика, но на производство пошел намного позже. И там я понял, что хочу не только выполнять заказы, но и учить людей. Если не преподавать, то хотя бы делать что-то вместе с ними, показывать, как делается качественная сварка. Так 2 года назад я пришел в колледж и стал мастером производственного обучения». 
Преподаватели со своими студентами много времени проводят в колледже над проектами и периодически подтягивают уровень своих спортивных увлечений. Например, Малик Бакбергенулы в детстве достаточно серьезно занимался спортом. И вот, после долгого перерыва, возобновил тренировки. Трижды в неделю после работы он с коллегами играет в волейбол. «Мне понравилось: в этом году я в составе команды колледжа участвовал в соревнованиях по национальным видам спорта», – говорит Малик. – «И каждый год, уже 9 лет подряд, колледж занимает первое место». 

Другой его страстью является развитие творческого потенциала в учениках. В Энергетическом колледже уже со 2 курса студенты начинают проходить практику на сварочном полигоне. В течение двух недель учителю нужно объяснить будущим специалистам не только основы, но и понять, какие у них появляются мысли, проекты, реализуя которые можно отточить и углубить знания и навыки.

В самом начале студенты знакомятся с основами техники безопасности – без нее никуда. А затем, сидя за компьютерными столами, учатся на сварочных тренажерах. 

В сварочном полигоне 4 интерактивных тренажера сварщика, позволяющие обучаться сварке без затрат на электроды. Весь процесс происходит с помощью интерактивных мониторов и сварочных электродержателей, которыми ученики водят по экрану. Тренажер имитирует электродуговую сварку. 
«Когда у них получается манипулировать держаком с электродом, я даю им лист металла. Они прожигают в нем дыры и паяют их. И лишь потом мы начинаем преобразовывать детали, – объясняет Малик Бакбергенулы. – Мы даем детям направление, показываем, как сделать из металла то, что они видят на картинке из Интернета. Далее инициатива переходит в их руки. Один из студентов, например, сварил скорпиона из металла, сточил, покрасил и подарил отцу». 
Мастер отмечает, что старается поддерживать творческую обстановку и быть доступным для вопросов и консультаций: “Сначала я показываю, как из листа металла изготовить изделие. Затем студенты переходят к более сложным вещам, например – этого декоративного трехколесного велосипеда, который ребята сделали во время практики. Студенты сами находят, заваривают детали, все соединяют. Очень интересно и красиво получается. Этот велосипед мы установим на территории колледжа возле турника, на нем будет клумба для цветов”. 
Все это делается на сварочном полигоне, который был открыт в 2014 году. Полигон включает в себя 7 сварочных постов (рабочее место сварщика), оснащенных комплектом технологически связанного между собой оборудования, необходимыми приспособлениями, инструментами и вытяжкой. Каждый из них рассчитан на 3 вида сварки – электросварку, аргонную сварку и кемпинг. “В каждом из постов установлена видеокамера с микрофоном. Я на своем рабочем месте вижу каждого из студентов, - добавляет Малик. - слышу их вопросы и могу сам их направлять - меня слышит каждый студент”.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://vk.com/wall-120804658_748