28 ноября 2018
Инклюзивное образование

Инклюзивное образование в колледже технологии и флористики

Если всерьез задумались о будущем своих детей после прочтения первого материала об Алматинском колледже технологии и флористики (АКТиФ), то рекомендуем ознакомиться с продолжением нашего репортажа.

Напомним, что суть инклюзивного образования заключается в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями в общих группах. По законодательным нормам и правилам, студентов с особенными потребностями в обучении не должно превышать более 3 человек в одной группе

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ “ОПЕРАТОР ЭВМ”


Мастер производственного обучения (по квалификации оператор ЭВМ ) Алиева Гулжаухар работает в колледже 7 лет. В этом году Гулжаухар приняла на себя обязанности куратора и мастера производственного обучение инклюзивной группы. На группу из 25 обучающихся приходится 2 студента с особенными потребностями в обучении. “Ко всем обучающимся относимся одинаково, такое же отношение прививаем студентам. На занятиях никого особо не выделяю. Обучающиеся выполняют задания, каждый по своей программе. Но вне уроков я присматриваю за Дилярой и Даутханом. Чтобы вовремя пообедали, так как им тяжело быстро добраться до столовой, чтобы под под рукой были ручки, другие принадлежности”, — рассказала о своей группе Гулжаухар. 

Конечно, мы сразу же отправились знакомиться с обучающимся. Мастер хвалит Диляру за отличную учебу. Как оказалось, девушке хорошо дается математика и химия, в свободное время любит вышивать бисером. Специальность выбрала сама. А Даутхану нравится работать за компьютером, в свободное время он слушает музыку и читает книги. 

Со слов куратора, выпускники колледжа обычно устраиваются работать в банки, их принимают на работу в типографиях, фотосалонах. 

МАСТЕРА КРОЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ


Помимо инклюзивного образования, колледж принимает обучающихся в коррекционные группы, в которых юноши и девушки обучаются по специальной программе с педагогом соответствующей квалификации. В классе модельеров-закройщиков учатся обучающиеся с нарушениями слуха и речи. 

Шарипова Анар Естемисована уже 23 года работает мастером производственного обучения в коррекционной группе. Анар Естемисовна когда-то сама училась в алматинской школе №5 для слабослышащих детей, закончила техникум. “Колледж для меня как второй дом. Здесь работает мой муж, и сын обучался”, — рассказывает педагог. 

Чувствуется в работе Анар Естемисовны профессиональный подход: после обеда она остается и проводит внеурочные занятия для тех, кто хочет отточить свое мастерство. Мастер учитывает разный потенциал и способности подопечных: у кого-то сразу получается, а кому-то приходится тяжело.

Мои выпускники работают во многих швейных предприятиях. Кто-то открыл свое ателье. Верова Галя работает учителем труда в коррекционной школе
avatar
Анар Естемисовна Мастер производственного обучения в коррекционной группе

За время работы Анар Естемисовна выпустила несколько групп. “Мои выпускники работают во многих швейных предприятиях. Кто-то открыл свое ателье. Верова Галя работает учителем труда в коррекционной школе”, — вспоминает о своих студентах Анар Естемисовна.

Мы продолжаем знакомиться с ребятами. Обучающаяся второго курса Жұлдыз рассказала нам о своей учебе. Избранная профессия ей пришлась по душе — она с большим воодушевлением шьет, рисует модели одежды. Девушка выразила признательность своему педагогу Анар Естемисовне за то, что мастер научила ее многому. В будущем Жұлдыз хочет открыть свое ателье.  

МАСТЕРА ОБУВНОГО ДЕЛА


Если на модельера-закройщика в основном идут девушки, то парни выбирают обувное дело. Мастер производственного обучения Несвалина Турсынхан Садвакасовна работает с детьми с особенными образовательными потребностями не первый год, стаж работы составляет 13 лет. 

Аудитория ловит каждое слово педагога. “На 1 курсе я ничего не знал. Турсынхан апай нас обучила всему, что сама знает. Мне нравится ремонтировать обувь. Дай бог открою свою мастерскую и оправдаю ожидания родителей. Буду чинить маме обувь”, — рассказал об учебе обучающийся второго курса Жасулан. 

Первокурсники тоже не уступают в мастерстве старшим. Александр уже подшивает кроссовки, ему нравится работать с обувью. Султан тоже доволен своим выбором, ему друзья посоветовали поступить в колледж. Здесь интересно, учат хорошо, — поделился своим мнением Султан. И добавил не без гордости: “Люблю работать с обувью, даже отцу предложил починить сапоги”.

В колледже обучение практическим знаниям стоит на первом месте. Производственная практика начинается со второго курса и длится, в зависимости от специальности, от 4 до 7 месяцев. Обувщики с ноября до конца июня практикуются на фабриках. “Как вы сами видите, обучающиеся на занятиях меняют набойки, подшивают обувь. А на практике они уже делают больше. Мы их водим в ортопедическую фабрику, частные мастерские. По завершению обучения они выйдут готовыми специалистами”, — поделилась Турсынхан Садвакасовна. 

Обувное дело среди абитуриентов пользуется хорошим спросом. Турсынхан Садвакасовна пояснила, что на эту специальность поступают в общие группы также и на платной основе. 

ПСИХОЛОГ, ОБУЧАЮЩИЙ ПЕНИЮ И ИГРЕ НА ДОМБРЕ


Знакомясь с учебным процессом, заглянули мы и в кабинет релаксации. Здесь психолог Акбота Тулендиева работала с обучающимися из коррекционной группы по специальности “Столяр”. Юноши рисовали, пели песни. Несмотря на молодой возраст, психолог уверенно работает с аудиторией.

С особенными детьми Акбота начала работать еще в университете, когда проходила практику. Помимо основной работы, ей очень нравится обучать юношей и девушек пению и игре на домбре. Один из ее обучающихся, Юрий Степаненко, недавно занял первое место в городском конкурсе среди обучающихся колледжей.

МАСТЕР ПО ЦВЕТОВОДСТВУ И ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ


В своем путешествии по колледжу мы, наконец, переходим в следующее отделение, наполненное ароматами и яркими цветами. Знакомимся с мастером производственного обучения по специальности “Цветоводство и ландшафтный дизайн” Улжан Коккозовой. Педагог сейчас работает в группе, где есть обучающиеся с разными диагнозами. “В основном мы делаем упор на практику. В оранжерее одни растения, а на практике они знакомятся с другими. Руководители предприятий, когда видят способности обучающихся, приглашают на работу после окончания обучения. Мы стараемся трудоустроить всех ребят, кто может работать. Обучающиеся очень признательны своему мастеру за знания. “Нам Улжан апай все объясняет: как поливать, как ухаживать”, — начал свой рассказ Серик. Он продемонстрировал нам растения в оранжерее и рассказал, как за ними ухаживать. 

Мы не подозревали, что у комнатных цветов такие мудреные научные имена. Оказывается, за одной только драценой числится 150 видов. Данияр признался, что работа с цветами питает его самой настоящей энергией. 

Педагоги коррекционных групп проходят специальные курсы в Холдинге “Кәсіпқор”. 

Элементы инклюзивного образования появились в АКТиФ еще в 1993 году, когда решением акима города Алматы на специальность “Портной” было принято 8 человек с нарушениями слуха. Как пояснил директор колледжа Нурымбетов Анарбек Калдарович, с того времени начали разрабатывать экспериментальные программы. Сейчас разработана специальная программа, по которой юноши и девушки с особыми образовательными потребностями обучаются 1 год 10 месяцев по таким специальностям, как: столяр, цветовод, ландшафтный дизайнер, слесарь по ремонту автомобилей, обувное дело, модельер-закройщик и оператор ЭВМ. Сегодня из 773 обучающихся АКТиФ, 149 человек с особыми образовательными потребностями, 32 из них учатся в инклюзивных классах, другие в коррекционных группах. По окончанию обучения выпускники получают квалификации, а колледж, как уже было сказано, примет активное участие в их трудоустройстве.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/2180619818817373