30 ноября 2018
Инклюзивное образование

Краткий обзор по инклюзивному образованию в колледжах

Уважаемые наши подписчики, на примере Алматинского колледжа технологии и флористики, а также Северо-Казахстанского колледжа профессиональной подготовки и сервиса мы рассказали о состоянии инклюзивного образования в организациях технического и профессионального обучения (ТиПО) в Казахстане.

Сегодня вашему вниманию предлагаем несколько важных цифр. В нашей стране в 29 ТиПО обучаются 2 526 ребят с ограниченными возможностями, из них 1 741 инвалидов с детства, 725 инвалидов 1 и 2 группы. В целом только в 250 учебных заведениях — это 30% от 824 колледжей — созданы условия и безбарьерный доступ для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Нашим министерством поставлен план довести эту цифру к 2022 до 40%.
К сожалению, нельзя сказать, что нас удовлетворяет уровень инклюзивного образования в стране. Главное, что есть четкое понимание на государственном уровне и активная работа на местах. Если говорить о безбарьерном принципе поступления в колледжи, то выпускникам спецшкол начали выдавать не справки, а аттестат об образовании для лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью. Для данной категории обучающихся в 2018-2019 учебном году проводится апробация специальной учебной программы, которая разработана в 2017 году на основе методических рекомендаций НАО «Холдинг «Кәсіпқор».
В целях обеспечения равного доступа к образованию в Классификаторе специальностей и квалификаций ТиПО предусмотрена подготовка кадров по 68 специальностям. По 20 специальностям ТиПО Холдинг «Кәсіпқор» разрабатывает специальные учебные программы по освоению рабочих квалификаций лицами с умственной отсталостью с учетом степени заболевания (легкая и умеренная). По новой программе студенты будут обучаться 1 год и 10 месяцев. Организованы курсы повышения квалификации для педагогов по инклюзивному образованию.
На сегодняшний день предусмотрена доплата в подушевом финансировании для преподавателей обучающих детей с особыми образовательными потребностями.
Мы видим большую помощь со стороны гражданского общества, многие НПО вносят большой вклад в развитие инклюзивного образования.
В 2017 году по инициативе министерства и фонда «Synergy» Казахстан присоединился к международному движению Abilympics (Абилимпикс) и DeafSkills (международное движение конкурсов по развитию профессионального мастерства среди инвалидов по слуху) и состоялся первый чемпионат для юношей и девушек с ограниченными возможностями. В этом году с 3 по 6 декабря ребята также будут состязаться в своем мастерстве на Abilympics и DeafSkills.
В обеспечении инклюзивного образования важна не только материально-техническая база, но и готовность общества. Помимо подготовки педагогов, необходимы толерантность и понимание со стороны других детей, родителей, взрослых людей.
Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/2181749752037713