30 ноября 2018
Инклюзивное образование

Инклюзивное образование в колледже Петропавловска

Открывая для наших родителей и педагогов мир инклюзивного образования, мы достигли северных областей нашей страны.

Сегодня рассказ пойдет о довольно известном Петропавловском колледже, где готовят пчеловодов, швей, парикмахеров и обувщиков. Давайте вместе узнаем, как живут и получают знания 127 студентов Северо-Казахстанского колледжа профессиональной подготовки и сервиса.

ОПЫТ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО КОЛЛЕДЖА

История колледжа началась в 2000 году, когда директор Петропавловской коррекционной школы-интерната №2 принялся обучать детей с особыми образовательными потребностями рабочим специальностям. “Дети учились по специальным авторским программам, подобранным по диагнозу. Мы видели, что они осваивают квалификации. Поэтому пришла идея создать учебно-производственный комбинат, чтобы обучающиеся получали документ и сертификаты для трудоустройства”, — вспоминает учредитель колледжа Хованский Николай Петрович. К хорошему делу подключился областной акимат, поддержав морально и финансово. Так был основан Северо-Казахстанский учебно-производственный комбинат, где для учащихся коррекционных школ открылся доступ к таким популярным специальностям как “Обувное дело”, “Парикмахерское искусство”, “Швейное дело”, “Домоводство”.

В 2016 году учебно-производственный комбинат успешно прошёл аттестацию и, получив лицензию, стал Северо-Казахстанским колледжем профессиональной подготовки и сервиса. “У нас помимо обучающихся с особыми образовательными потребностями учатся ребята из средних общеобразовательных школ, которые имеют затруднения в учебе”, — поясняет Николай Петрович.

ТРУДНОСТИ И ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Колледжу с опытным руководителем не так сложно было выстроить учебный процесс инклюзивного образования, сколько организовать преподавание общеобязательных программ. “В системе технического и профессионального образования не было выработанных рекомендаций, требований по организации учебно-воспитательного процесса, специального перечня медицинских противопоказаний к профессиональной подготовке подростков с особыми образовательными потребностями. Потом, конечно, все отстроили”, — поделился директор колледжа Соколов Николай Александрович.

Организация инклюзивного обучения требует приложения сил от каждого без исключения. “Обучающиеся должны проявить толерантность и помогать своим сокурсникам с особыми образовательными способностями. Педагоги дополнительно готовятся к урокам, осваивают новые методы обучения по инклюзивному образованию. От мастеров производственного обучения, которые более адаптированы к производственной работе, требуется терпение в работе со студентами с ограниченными возможностями”, — объясняет Николай Александрович.

Директор подчеркнул, что инженерно-педагогический коллектив должен быть готовым нести ответственность за всех обучающихся, которые порой даже скрывают заключение врача, пытаясь освоить профессию, закрытую для него в силу ограничений по диагнозу.

СОЧЕТАНИЕ КАЧЕСТВА И БЕСПЛАТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа обучения рассчитана на 1 год и 10 месяцев. Юноши и девушки с особыми образовательными потребностями могут получить квалификации обувщика по ремонту обуви, парикмахера-модельера, швеи, пчеловода.

Обучение бесплатное, по государственному заказу. Акимат Северо-Казахстанской области ежегодно составляет план финансирования и набора обучающихся в колледж. Вступительных экзаменов нет. При поступлении в колледж все обучающиеся получают стипендию в размере 16759 тенге в месяц, при успешном завершении первого семестра (без тройки), стипендия сохраняется. На сегодня в колледже — 127 обучающихся, из них 12 — сироты или оставшиеся без попечения родителей. Обучающимся из малообеспеченных семей, а их более 95%, предоставляется одноразовое питание.

В колледже оборудовано 4 предметных кабинета, один кабинет оснащен компьютерной техникой, имеется 6 учебно-производственных мастерских для парикмахеров, швейников, обувщиков, пчеловодов. Учебные кабинеты и мастерские обеспечены наглядными пособиями и действующим оборудованием, необходимыми для обучения на современном уровне.

Здесь особую роль отводят воспитательной работе. “Мы проводим беседы о вреде курения и алкоголизма. Мастера производственного обучения и преподаватели поддерживают связь с родителями, особое внимание уделяют детям из неблагополучных семей. Также к нам приходит участковый инспектор по делам несовершеннолетних и постоянно работает с теми учащимися, которые стоят на учете и отнесены к категории риска”, — рассказал о воспитательной работе директор.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО

В колледже введены элементы дуальной системы с социальными партнерами. В период производственного обучения обучающиеся раскрывают свои творческие способности, начинают открывать для себя тонкости будущей профессии. Колледж активно сотрудничает с Республиканским и Северо-Казахстанским союзом Пчеловодов, швейной фабрикой ИП «Белоконенко», обувной фабрикой «Молодость», парикмахерским салоном «Модерн», и многими другими производственниками. По словам директора, социальные партнеры с большим желанием берут выпускников на работу. К примеру, 12 выпускников колледжа, которые отучились по инклюзивному образованию, устроились на Петропавловскую фабрику военной одежды. “Мы прикладываем все усилия, чтобы максимально адаптировать обучающихся к дальнейшей трудовой деятельности, социализировать их. Организовываем экскурсии на предприятия, заключаем с ними договора на прохождение производственных практик”, — говорит о трудоустройстве выпускников директор.

Материал об Алматинском колледже технологии и флористики можно прочитать по ссылке http://bit.ly/2Sbl6uE. И в завершение предлагаем несколько важных цифр о состоянии инклюзивного образования в организациях технического и профессионального обучения (ТиПО) в Казахстане.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/2181611068718248