Уровень коммерциализации результатов научной деятельности в нашей стране по-прежнему невысок — около 3,5% от всех прикладных исследований. А ведь применение собственных научных разработок на производстве положительным образом влияет на процесс импортозамещения и укрепления экономики. Государство заинтересовано в создании условий для развития прикладной науки и в стимулировании взаимодействия ученых с производством. Поэтому наше Министерство продолжает развивать данное направление. Ранее мы писали о грантовом финансировании от Фонда науки для коммерциализации результатов научных и научно-технической деятельности ученых и предпринимателей. Группа управления проектами, о которой мы расскажем сегодня, также занимается развитием коммерциализацией научных технологий в рамках совместного со Всемирным банком проекта «Стимулирование продуктивных инноваций» (СПИ). О целях проекта и о перспективах для ученых рассказал заместитель директора СПИ Мурат Сартбаев.
Наша основная цель — помочь ученым и бизнесменам коммерциализировать результаты перспективных научных и научно-технические разработок, а также стимулировать взаимодействие науки с производством. Проект запущен в 2016 году после того, как правительство подписало соглашение о займе с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), входящим в состав Всемирного банка. Работу по этой программе ведет специально созданная Группа управления проектами (ГУП) при Комитете науки Министерства образования.
Какие проблемы существуют в области коммерциализации научных проектов?
Во-первых, необходимо лояльное законодательство для всех сторон: как для грантополучателей, так и для тех, кто развивает проекты.
Во-вторых, требуется хорошая инфраструктура, современное оборудование для работы ученых.
В-третьих, нужна хорошая команда с квалифицированными специалистами.
И в-четвертых, должен быть спрос со стороны рынка, чтобы у бизнесменов появился стимул для участия в софинансировании.
На сегодняшний день бизнес настороженно относится к таким проектам – из-за рисков в их реализации. Но положительные сдвиги уже наблюдаются. К примеру, первый раунд грантовой программы для групп старших научных сотрудников (ГСНС) и групп младших научных сотрудников (ГМНС) показал готовность бизнесменов поддержать ученых: доля частного сектора в финансировании проектов составила 10%.
Сейчас мы постепенно отходим от развития сырьевых отраслей, делая акцент на ключевые производственные факторы – человеческий капитал, инфраструктуру и институты. Необходимость повышения научного потенциала – один из семи приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан-2050». Наша страна стремится довести уровень расходов на научно-исследовательские и опытные разработки (НИОКР) до 3% от ВВП. Сейчас, согласно данным Национального доклада по науке за 2016 год, доля затрат на научные исследования в ВВП составляет всего 0,17% (в развитых странах – от 3 до 4%). В 2015 году финансирование науки частным сектором в Казахстане составило менее 20%. В Японии и Германии частный капитал финансирует 70% разработок, в Финляндии и в Швеции – 65%, в США – 64%. Производственные инновации считаются ключевым фактором для роста экономики. Поэтому важно поддерживать ученых и стимулировать производство участвовать в коммерциализации результатов научных разработок.
Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1921577904721567