12 октября 2017
0 класс

Особенности учебы в нулевом классе и ее отличия от предшкольной подготовки

Система образования обновляется, и в течение ближайших лет нулевые классы полностью заменят привычную предшкольную подготовку. Какое образование будут получать малыши в нулевых классах? Отличается ли эта учёба от теперешней предшкольной подготовки? Ответы на эти и другие актуальные вопросы подготовила Шолпан Танатовна Каринова, директор департамента дошкольного и среднего образования (ДДСО) нашего министерства.

НА СТАДИИ ТЕСТИРОВАНИЯ

В настоящее время согласно Закону РК «Об образовании» в республике осуществляется предшкольная подготовка детей 5-6 и даже 7 лет. В то же время, школы переходят на 12-летнюю систему обучения: к привычным 11 классам добавляется ещё один – нулевой. Пока в нашей стране всего 18 пилотных нулевых классов. Список 30 дошкольных организаций, в которых проводится тестирование, составлен и утверждён нашим министерством. До 2019 года есть время на доработку программы обучения, поэтому кое-какие нюансы могут измениться. Однако на данном этапе можно с уверенностью сказать, что изменения по сравнению с пилотной программой будут минимальными.

РОЛЬ НУЛЕВЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Основная цель нулевых классов – подготовить ребёнка к дальнейшей учёбе. То есть задачи, фактически, аналогичны действующему в настоящее время – в некоторых школах и оборудованных соответствующим образом детских садах – предшкольному обучению. Кроме того, немаловажен и воспитательный аспект: одна из задач – привить ребёнку общечеловеческие ценности – патриотизм и толерантность – основанные на общенациональной идее «Мәңгілік Ел». Однако теперь в это «связующее звено между детским садом и школой» добавили изучение букваря: ученики нулевых классов будут постигать основы работы с текстовой информацией.

«Әліппе» – ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ

«Әліппе» никуда не исчез – просто теперь по нему будут учиться в нулевых классах. Пока, до 2019 года это обновлённое учебное пособие проходит тестирование в пилотных классах. Выучить буквы, научиться читать по слогам и составлять простые предложения, обогатить словарь и сформировать первичную культуру речи – вот основные цели «Әліппе» в нулевом классе. Учиться писать, по мнению специалистов, малышам в таком возрасте ещё рановато: на данном этапе они будут просто обводить буквы, печатать и штриховать их.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАЙМЁТ ИЗУЧЕНИЕ «Әліппе»?

Занятия с «Әліппе» занимают по полтора часа в неделю. Всего в течение учебного года учащиеся нулевых классов должны будут посвятить букварю порядка 50 часов. За это время они выучат весь алфавит, научатся отличать гласные звуки от согласных и проводить звуковой анализ. В общем, к первому классу малыши смогут читать простые слова и предложения, понимать и анализировать их – на начальном уровне. Подробнее об обновлённом «Әліппе» можно прочитать по ссылке.

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ УЧЕБНЫЙ ГОД В НУЛЕВОМ КЛАССЕ?

Учебный год в нулевых классах начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая. За счёт выходных дней и дополнительных каникул учёба длится чуть меньше, чем у остальных школьников: 32 недели.

РАЗРЕШЕНЫ ЛИ ДВЕ СМЕНЫ?

Положения действующих «Санитарно-эпидемиологических требований к объектам образования» допускают учёбу в две смены для детей 5-6 лет. При этом будет строго контролироваться наличие соответствующих условий, согласно которым, в частности, на каждого учащегося должна отводиться определённая площадь.

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ УРОК В НУЛЕВОМ КЛАССЕ?

Продолжительность одного занятия для «подготовишек» – плавающая, 25-30 минут. Как мы уже сказали, малышам нужно привыкнуть к такому способу получения информации, так что основная цель – комфортная адаптация детей к процессу обучения. Максимум, установленный действующим нормативом – типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения – 20 уроков в неделю. Причём, существенная часть этих уроков не будет связана с постоянным сидением за партой.

БЕЗ ПОРТФЕЛЕЙ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Система обучения в нулевых классах организована таким образом, чтобы интеллектуальная, психологическая и физическая нагрузка на детей не была чрезмерной. Так, на учёбу они будут приходить налегке, без ранцев. Все учебные материалы – в том числе учебники и канцелярские принадлежности – должны находиться в школе. А самостоятельные занятия и домашние задания в нулевых классах не предусмотрены. Брать, например, «Әліппе» домой школьникам не придётся: весь материал осваивается на уроках. Учителя будут регулярно общаться с родителями малышей. Если кто-то из детей сильно отстаёт от программы – педагог может порекомендовать дополнительные занятия на дому.

КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ПРОХОДЯТ В НУЛЕВЫХ КЛАССАХ?

Все сведения относительно предметов, которые будут изучать малыши, описаны в государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения (ГОС ДВО) в 2012 году. Таким образом, никаких глобальных изменений в этом плане ожидать не стоит. За исключением упомянутого выше букваря, учёба в нулевых классах будет аналогична действующей в настоящее время предшкольной подготовке. Напомним, что она включает пять образовательных направлений – в том числе и физкультуру. Причём, физической культуре отведена немалая роль: 2,5 часа в неделю – на час больше, чем занятия с «Әліппе».

ТРЁХУРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА – ТРИ РАЗА В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

Ученики нулевых классов будут получать оценки всего три раза в году. Так что дневники им точно не понадобятся: результаты заносятся в листы наблюдений, на основании которых составляется индивидуальная карта развития ребёнка. Тестирование проводится в начале (1-10 сентября), середине (10-20 января) и конце (20-30 мая) учебного года. Итоговый контроль должен показать – насколько хорошо дети усвоили типовую программу. Нужно отметить, что оценивание производится по трёхуровневой системе. Первый уровень говорит о том, что ребёнок заучил, запомнил материал. Для достижения второго уровня необходимо ещё и понимание: то есть дети должны не просто автоматически воспроизводить полученные знания, но и понимать их смысл. Высший, третий уровень присваивается ученикам, которые не только знают и понимают материал, но и применяют его на практике. Ведь, в конечном итоге, именно в этом состоит цель образовательной реформы – научить детей навыкам практического использования полученных в школе знаний.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1952251554987535