Переход на английский язык обучения планируется начать в 2019 году: ученики 10-11 классов будут изучать физику, биологию, химию и информатику на английском. Поэтапная работа в этом направлении стартовала в 2013 году. С 1 сентября текущего года в 799 школах отдельные предметы естественнонаучного цикла (ЕНЦ) начали преподавать на английском языке.
Наша цель — создание таких условий, в которых ученики смогут хорошо овладеть языками: казахским — в школах с неказахским языком обучения, русским — в школах с нерусским языком обучения. Еще важно, чтобы возможность выучить английский язык была у всех ребят, а не только у учеников специализированных школ. Зачем нашим детям это? Английский, являясь языком мирового общения, автоматически стал языком науки, передовых знаний и технологий. Большинство научных книг выпускается на английском. Ожидая их перевода, можно упустить актуальную информацию, открытия и новшества. В передовых вузах нашей страны обучение проводится на английском. Руководство этих учебных заведений специально приглашает лучших профессоров из зарубежных стран, чтобы они передали лучший опыт нашей молодежи. И выпускник, свободно владеющий английским, при поступлении в вуз уже будет готов изучать предметы на нем, читать дополнительную литературу, не затрачивая денежные и временные ресурсы на дополнительные занятия.
Переход к модели трехъязычного обучения был начат еще в 2013 году, когда наши школьники с первого класса стали изучать казахский, русский и английский. Суть этой модели заключается в том, что целевыми языками обозначены казахский, русский и английский. И трехъязычие предполагает постепенное погружение в эти языки.
Согласно данной модели планируется, что с 2019-2020 учебного года в школах с казахским языком обучения с 1-го по 9-й классы все предметы, кроме трех, будут изучаться на казахском языке. Это «Русский язык и литература», «Всемирная история» (начнется с 5-го класса, обучение будет на русском языке) и «Английский язык» (с 1-го класса). Такой же порядок в школах с русским языком обучения: с 1-го по 9-й классы на русском языке будут изучаться все предметы кроме следующих: «Казахский язык и литература», «История Казахстана» (с 5-го класса) и «Английский язык» (с 1-го класса). После завершения 9-го класса ученики всех школ в 10-м и 11-м классах будут изучать на английском языке «Информатику», «Химию», «Физику», «Биологию» и, конечно, сам «Английский язык».
Переход на трехъязычное образование будет проходить поэтапно и пошагово. Безусловно, следует подготовить учителей, соответствующие учебники, необходимые учебные ресурсы. Потребность в педагогических кадрах решается благодаря выпускникам программы «Болашак», целевой подготовке учителей в вузах, повышению квалификации школьных учителей по методике преподавания дисциплин на английском языке, программе по обмену студентами и привлечения волонтеров.
С 2012 года в 42 вузах функционируют специальные отделения с обучением на английском языке. В 2393 специальных группах обучаются 18006 человек: в бакалавриате – 16121, в магистратуре – 1662, в докторантуре – 223. Из них по педагогическим специальностям обучаются 4749 человек: в бакалавриате – 4581, в магистратуре – 153, в докторантуре – 15. В том числе по таким специальностям, как «Физика», «Химия», «Информатика», «Биология», «История» обучаются 1710 человек. Ежегодный выпуск — около 427 человек.
Погружение в английский язык будет частичным до старших классов. Согласно программе, к десятому году обучения наши дети должны освоить английский язык на уровне В2 (это нижний порог среднего уровня), а к завершению средней школы — В1 (это средний уровень).
Для подготовки детей к обучению предметов ЕНЦ в 10-11 классах на английском языке вводится специальная технология – интегрированное обучение языку и предмету (CLIL), когда школьники, осваивая на уроках ЕНЦ предметную терминологию, только знакомятся с его англоязычным эквивалентом. Освоение англоязычной терминологии, навыки ее употребления будут закрепляться на уроках английского языка с применением аутентичных текстов и учебных материалов. По этой технологии в течение 5-ти лет обучения (с пятого по девятый классы) дети будут изучать предметы ЕНЦ. На уроках естествознания (5-6 классы), информатики (5-9 классы), химии, физики, биологии (7-9 классы) школьники будут изучать англоязычный вариант основных терминов. Позже, в 8-9 классах, на английском языке будут проводиться отдельные внеклассные мероприятия или занятия по четырем предметам: информатике, химии, физике, биологии.
По мере подготовки из частичного погружения в английский язык старшеклассники перейдут в режим полного погружения, когда уроки по предметам ЕНЦ будут проводиться на английском языке. В начале можно проводить на нем только отдельные уроки.
Модель трехъязычного образования усиливает роль государственного языка, так как предполагает обязательное его изучение не только на уроках казахского языка и литературы. Как уже отмечалось, с переходом на трехъязычное образование планируется изучение предмета «История Казахстана» на казахском языке во всех школах, независимо от языка обучения. Если учесть, что одним из предметов ЕНТ является именно «История Казахстана», то все выпускники школ будут заинтересованы в изучении государственного языка, повысится их мотивация к освоению казахского.
Внедрение модели трехъязычного образования на развитии казахского как языка науки никак не скажется и вот почему:
Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1961570497388974