Пожалуй, самым печальным фактом, выявленным в исследовании, является высокая межрегиональная дифференциация в качестве образования. А такую ситуацию сложно назвать приемлемой для унитарного государства. Судите сами: разница в Казахстане между самым успешным и самым отстающим регионами составляет примерно 90 баллов. А по новой методике ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) это эквивалентно трём годам обучения! Выходит, что 15-летний подросток из отстающего региона по своему умению принимать решения в сложных жизненных ситуациях подобен 12-летнему подростку из наиболее успешного региона. Другими словами – отстаёт на три года в развитии.
Кроме того, сохраняется большой разрыв в уровне знаний и функциональных компетенций между учащимися городских и сельских школ и колледжей, детьми из разных социальных групп, а также между школьниками, обучающимися на казахском и русском языках. При этом разница в уровне образования между вышеперечисленными группами составляет 1,5-2 года. Исследование выявило и причины такого «разрыва»: недостаточная квалификация учителей, нехватка педагогов (5-11 класс), потребность в современном оснащении кабинетов. Не будем забывать и о проблеме недостаточного финансирования: если брать за основу методику ОЭСР, то в среднем в мире на одного ребенка в возрасте 6-15 лет тратится в 4 раза больше средств, чем в нашей стране.
Наконец, было выявлено, что доля функционально неграмотных учеников (по стандартам PISA – таких, которые не справляются с заданиями 2-го уровня и ниже) остается высокой: до 40%. Процент выполняющих задания «высокого» и «продвинутого» уровней не слишком радует и по шкале TIMSS – менее 50%.
Но ведь наверняка имеются показатели, которыми мы можем гордиться?
Разумеется! Начнём, пожалуй, с дошкольной подготовки. Ведь именно её отсутствие отрицательно влияет на дальнейшие успехи ребёнка в школе. Если ребёнок посещал детский сад хотя бы 3 года, то его результаты в школе – значительно лучше, чем у тех детей, которые детский сад не посещали. Так вот, эта разница в Казахстане – примерно на таком же уровне, что в среднем по ОЭСР. Так что за качество нашего дошкольного образования краснеть не приходится. Более того, наша программа «Балапан» рассчитана на то, что к 2019 году все дети от 3 до 6 лет будут обеспечены дошкольным образованием (ознакомиться с показателями охвата страны дошкольными учреждениями можно по ссылке.
Ещё один важный для нашей страны позитивный вывод: «билингвы» имеют лучшие результаты в сравнении с «монолингвами». То есть ребёнок, который в школе разговаривает на одном языке, а дома на другом, – более развит. А ведь большая часть населения Казахстана – билингвисты с рождения.
Вообще, судя по результатам исследований, на успеваемость детей в школе влияет ещё целый ряд интересных факторов, среди которых, например, – уровень образования родителей. Зависимость такова: чем больше доля родителей с высшим образованием, тем лучше результаты в TIMSS и PISA. Но в любом случае, ребёнок должен заниматься – сами собой знания не даются. Например, исследования показали, что на выполнение домашнего задания следует ежедневно тратить от 45 минут до 3 часов. При этом больше 3 часов заниматься не стоит – статистика не демонстрирует улучшений. А вот если ученик посвящает «домашке» меньше 45 минут – успеваемость стремительно снижается.
Во-первых, следует сфокусировать внимание на отстающих школах и группах учащихся. Необходимо создать некие системы мотивации для перехода директоров из «сильных» школ в «слабые». Нужно наладить механизма привлечения, развития, поддержки и удержания сильных учителей в слабых школах. Одним из положительных примеров может служить запуск программы «Teach for Kazakhstan». Также важно внедрение национальной системы ранней диагностики и корректирующей поддержки для слабоуспевающих детей, и увеличение охвата дошкольным образованием детей из уязвимых слоев населения за счет госзаказа.
Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1888639131348778