В обозримом будущем срок нашей творческой жизни значительно увеличится, мы будем профессионально активны в диапазоне 15-75 лет.
Технологии уже сейчас помогают определять уровень компетенций и навыков и понимать, какие именно знания нужно точечно «добрать» на онлайн-курсах и вебинарах, чтобы остаться востребованным и высокооплачиваемым профессионалом.
В горизонте 10-15 лет дипломы и резюме в привычном понимании потеряют свою значимость, работодатели будут смотреть на набор навыков, который есть у человека. У каждого будет цифровой след и цифровое портфолио, а также прозрачность в понимании того, какие навыки нужны на рынке труда и у кого из соискателей они есть.
Самым простым, быстрым и эффективным способом получить новые навыки и встроиться в стремительно меняющуюся реальность будет именно онлайн-образование, а искусственный интеллект сможет анализировать цифровой след и подсказывать, как человеку создать свой собственный образовательный трек, который повысит его ценность как специалиста.
Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech
Краткий обзор зарубежного EdTech
Мировой рынок онлайн-образования к 2023 году обещает взять планку $282,62 млрд. По оценке Global Market Insights, в 2017 году он измерялся суммой $159 млрд, в 2018-м — $190 млрд, в 2019-м — $205 млрд.
Его среднегодовой темп прироста в ближайшие 5– 7 лет, по разным прогнозам, составит 7–10% (в глобальных отчётах берут усреднённый показатель с поправкой на то, что рост индустрии неравномерен).
Весь мировой рынок образования в 2019 году измерялся суммой $6,5 трлн (расчётный показатель к 2025 году — $8 трлн, к 2030-му — $10 трлн). Мы видим, что прогноз, приведённый в исследовании Edmarket.Digital-2017, оправдался. На цифровизированную часть рынка сейчас приходится до 4% от его совокупного объёма.
Как и прогнозировалось в 2017 году, онлайнсегмент показывает планомерный рост, и существенных колебаний вверх или вниз ожидать не стоит. [EdTechXGlobal, Global Market Insights, HolonIQ, Education International, Stratistics MRC]
Лидеры на мировом рынке онлайн-образования
Наиболее крепкие и выигрышные позиции в глобальной индустрии EdTech у США, стран Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC) и Латинской Америки. В 2020 году, предположительно, на APAC будет приходиться 54% всего международного рынка онлайн-образования.
По мнению экспертов, на отрезке 2019–2024 гг. по темпам среднегодового роста в онлайнобразовании будет лидировать также АзиатскоТихоокеанский регион: +19,40% против +10,26% CAGR в среднем по миру. Отметим, что увеличение доли региона от общей величины рынка происходило планомерно на протяжении 2010-х. [EdTechXGlobal, HolonIQ, Global Industry Analysts, Docebo, GSV Advisors, Global Market Insights]
Китайский рынок EdTech
По подсчётам Агентства инноваций Москвы на основе данных Crunchbase о 200 крупнейших компаниях не старше десяти лет по величине полученных ими инвестиций, активный рост китайского рынка EdTech начался в 2014 году, и уже в 2019-м на компании из Китая пришлось более 40% от общего объёма всех крупнейших венчурных инвестиций в глобальный рынок EdTech. На сентябрь 2019 года 80% компаний EdTech с самой высокой капитализацией были китайскими [TechCrunch, Агентство инноваций Москвы]. В текущий топ-3 китайских компаний по объёму привлечённых инвестиций входят VIP(ID, 17zuoye, Yuanfudao.
Крупнейшие EdTech-компании мира («единороги»)
Основные группы образовательных онлайн-проектов
Ландшафт инноваций в образовании становится всё более разнообразным и сложно структурированным. Составители интерактивного реестра Global Learning Landscape выделили свыше 50 категорийных кластеров-подмножеств (часто пересекающихся), к которым может быть отнесён современный EdTech-проект. [Global Learning Landscape]
Однако львиная доля проектов укладывается в четыре группы:
Тренды мирового рынка онлайн-образования
I. Искусственный интеллект. Среди основных точек применения искусственного интеллекта в EdTech — персонализация обучения. За 2015–2018 гг. расходы на применение AI в образовании росли стремительнее, чем траты на любую другую технологию: с $0,8 млрд до $6,1 млрд.
Задействовать искусственный интеллект начинают во всех сегментах онлайн-образования. Согласно исследованию Horizon Report, 2019–2020 годы должны стать поворотными во внедрении AI в систему высшего образования (период его активного освоения может составить два-три года).
II. Большинство лидеров современного EdTech — именно образовательные компании, а не интернеткорпорации широкого профиля. Однако гиганты digital-мира продолжают укреплять свои позиции в онлайн-образовании. В том числе за счёт инвестиций в многообещающие стартапы. Вспомним о приобретении Microsoft 2019 года — платформе для управления данными DataSense, а также о поглощении Lynda.com со стороны LinkedIn ещё в 2015 году. Также нельзя не отметить коллаборацию между Pearson и Google.
III. Скорректировались ожидания отрасли от виртуальной и дополненной реальности. Сегодня AR и VR мыслятся скорее как тренд дальнего прицела. Одному только рынку корпоративного обучения с помощью VR, в 2018 году составлявшему $216 млн, к 2022 году прочат рост до $6,3 млрд. К развитию механизмов иммерсивного обучения есть все предпосылки с точки зрения готовности конечных потребителей: ожидается, что к концу 2020 году на планете будет работать почти 1,5 млрд поддерживающих AR смартфонов, а к 2023-му — 3,4 млрд.
IV. На подъёме микрообучение, которое предполагает: (а) подачу образовательного контента с разбивкой на самостоятельные малые единицы, (б) освоение отдельного микронавыка, (в) чаще всего — независимость от отдельной платформы. В количественном измерении направление пока выглядит скромно. В 2019 году объём рынка микрообучения был равен $1,5 млрд, притом что он имеет перспективу достигнуть $2,7 млрд к 2024 году при среднегодовом темпе роста +13,2%.
V. Среди самых сильных трендов — популяризация мобильного обучения. К 2020 году объём мирового m-learning обещал приблизиться к $38 млрд, и, по оценкам экспертов, расчёты оправдались. Наибольшая часть рынка — у Северной Америки, однако Европа и страны Азиатско-Тихоокеанского региона ненамного отстают от неё. К 2024 году ожидается, что величина рынка достигнет по меньшей мере $70,1 млрд, при среднегодовом темпе роста, согласно различным оценкам, в пределах 17–23%.
VI. Среди направлений EdTech с опережающими темпами роста — рынок языкового обучения, где преобладают сервисы и инструменты для освоения английского онлайн. Количественные оценки субиндустрии варьируются в широких пределах. Например, если верить данным Orbis Research, на 2018 год онлайн-рынок обучения английскому языку измерялся суммой $6,8 млрд и при среднегодовом росте в 18% должен к 2025 году дойти до отметки $21,7 млрд.
Полный список трендов смотрите в исследовании.
Инвестиции на мировом рынке онлайн-образования
По данным Metaari, за 2019 год в глобальный рынок EdTech были инвестированы рекордные $18,66 млрд, что примерно на $2 млрд больше, чем в 2018 году. При этом, согласно HolonIQ, около $8 млрд от совокупных инвестиций за 2018 год составили вливания венчурного капитала в бизнес компаний- «единорогов». По свежим данным Metaari, в 2019 году этот показатель был равен $8,56 млрд.
Суммарный объём вливаний в китайские EdTechкомпании за 2019 год составил $3,9 млрд, что почти в два раза меньше, чем в 2018-м: тогда инвестиции в китайские проекты исчислялись рекордной суммой $7,22 млрд. При этом индийские игроки онлайн-образования за 2019 год получили инвестиций более чем на $1,6 млрд.
Полную версию исследования смотрите здесь.
С момента нашего первого полномасштабного исследования рынка онлайн-образования прошло всего три года. А накопившихся за это время изменений хватит на десятилетие.
Онлайн-сегмент окончательно признан всеми участниками рынка. Инвесторы, образовательные организации и, что самое главное, пользователи рассматривают онлайн-обучение как естественную альтернативу офлайну.
Всё большую роль в образовании играют данные. Педагогические дизайнеры, методологи, продюсеры рассуждают в категориях метрик результативности и пробуют использовать Big Data, что означает эксперименты, а также боевое использование самообучающегося искусственного интеллекта. Согласитесь, это символично: самообучающийся искусственный интеллект помогает обучаться человеку.
В EdTech пришли большие деньги и начались мега-раунды на сотни миллионов долларов. Вместе с ними в отрасли намечаются фундаментальные сдвиги. Если так пойдет и дальше, то лидерство не только по суммам инвестиций и объему пользовательской активности, но и по масштабу инноваций может перейти от США и Великобритании к Китаю и Индии.
Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»