28 марта 2020
Школа
Дистанционное образование

Исследование российского рынка онлайн образования

В этом материале представлены результаты трехлетнего исследования российского рынка онлайн образования. Авторы документа – EdMarket.Digital. Здесь вы найдете небольшой анализ глобального рынка онлайн образования, но основная часть посвящена изучению EdTech в РФ. Если вам интересен российский рынок онлайн образования и вы хотите узнать о трендах, топовых стартапах (единорогах), объеме инвестиций и прогнозах в этом сегменте, читайте дальше.

avatar

С момента нашего первого полномасштабного исследования рынка онлайн-образования прошло всего три года. А накопившихся за это время изменений хватит на десятилетие.


Онлайн-сегмент окончательно признан всеми участниками рынка. Инвесторы, образовательные организации и, что самое главное, пользователи рассматривают онлайн-обучение как естественную альтернативу офлайну.

Всё большую роль в образовании играют данные. Педагогические дизайнеры, методологи, продюсеры рассуждают в категориях метрик результативности и пробуют использовать Big Data, что означает эксперименты, а также боевое использование самообучающегося искусственного интеллекта. Согласитесь, это символично: самообучающийся искусственный интеллект помогает обучаться человеку.


В EdTech пришли большие деньги и начались мега-раунды на сотни миллионов долларов. Вместе с ними в отрасли намечаются фундаментальные сдвиги. Если так пойдет и дальше, то лидерство не только по суммам инвестиций и объему пользовательской активности, но и по масштабу инноваций может перейти от США и Великобритании к Китаю и Индии.


Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»

avatar

В обозримом будущем срок нашей творческой жизни значительно увеличится, мы будем профессионально активны в диапазоне 15-75 лет. 


Технологии уже сейчас помогают определять уровень компетенций и навыков и понимать, какие именно знания нужно точечно «добрать» на онлайн-курсах и вебинарах, чтобы остаться востребованным и высокооплачиваемым профессионалом.


В горизонте 10-15 лет дипломы и резюме в привычном понимании потеряют свою значимость, работодатели будут смотреть на набор навыков, который есть у человека. У каждого будет цифровой след и цифровое портфолио, а также прозрачность в понимании того, какие навыки нужны на рынке труда и у кого из соискателей они есть.


Самым простым, быстрым и эффективным способом получить новые навыки и встроиться в стремительно меняющуюся реальность будет именно онлайн-образование, а искусственный интеллект сможет анализировать цифровой след и подсказывать, как человеку создать свой собственный образовательный трек, который повысит его ценность как специалиста.


Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech

Краткий обзор зарубежного EdTech

Мировой рынок онлайн-образования к 2023 году обещает взять планку $282,62 млрд. По оценке Global Market Insights, в 2017 году он измерялся суммой $159 млрд, в 2018-м — $190 млрд, в 2019-м — $205 млрд.

Его среднегодовой темп прироста в ближайшие 5– 7 лет, по разным прогнозам, составит 7–10% (в глобальных отчётах берут усреднённый показатель с поправкой на то, что рост индустрии неравномерен). 

Весь мировой рынок образования в 2019 году измерялся суммой $6,5 трлн (расчётный показатель к 2025 году — $8 трлн, к 2030-му — $10 трлн). Мы видим, что прогноз, приведённый в исследовании Edmarket.Digital-2017, оправдался. На цифровизированную часть рынка сейчас приходится до 4% от его совокупного объёма. 

Как и прогнозировалось в 2017 году, онлайнсегмент показывает планомерный рост, и существенных колебаний вверх или вниз ожидать не стоит. [EdTechXGlobal, Global Market Insights, HolonIQ, Education International, Stratistics MRC]

Лидеры на мировом рынке онлайн-образования

Наиболее крепкие и выигрышные позиции в глобальной индустрии EdTech у США, стран Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC) и Латинской Америки. В 2020 году, предположительно, на APAC будет приходиться 54% всего международного рынка онлайн-образования.

По мнению экспертов, на отрезке 2019–2024 гг. по темпам среднегодового роста в онлайнобразовании будет лидировать также АзиатскоТихоокеанский регион: +19,40% против +10,26% CAGR в среднем по миру. Отметим, что увеличение доли региона от общей величины рынка происходило планомерно на протяжении 2010-х. [EdTechXGlobal, HolonIQ, Global Industry Analysts, Docebo, GSV Advisors, Global Market Insights]

Китайский рынок EdTech

По подсчётам Агентства инноваций Москвы на основе данных Crunchbase о 200 крупнейших компаниях не старше десяти лет по величине полученных ими инвестиций, активный рост китайского рынка EdTech начался в 2014 году, и уже в 2019-м на компании из Китая пришлось более 40% от общего объёма всех крупнейших венчурных инвестиций в глобальный рынок EdTech. На сентябрь 2019 года 80% компаний EdTech с самой высокой капитализацией были китайскими [TechCrunch, Агентство инноваций Москвы]. В текущий топ-3 китайских компаний по объёму привлечённых инвестиций входят VIP(ID, 17zuoye, Yuanfudao.

Крупнейшие EdTech-компании мира («единороги»)

Основные группы образовательных онлайн-проектов

Ландшафт инноваций в образовании становится всё более разнообразным и сложно структурированным. Составители интерактивного реестра Global Learning Landscape выделили свыше 50 категорийных кластеров-подмножеств (часто пересекающихся), к которым может быть отнесён современный EdTech-проект. [Global Learning Landscape]

Однако львиная доля проектов укладывается в четыре группы:

  • обучающие сервисы и платформы различных типов, например Byju’s и Coursera;
  • игроки, занимающиеся доставкой контента и управлением образовательной средой (learning environment), например BlackBoard, Docebo Learn и Google Classroom;
  • создатели инструментов, применяемых в обучении (VR-систем, технологий прокторинга и пр.), например Strivr и ProctorU;
  • разработчики инновационных методик и образовательных технологий в педагогике и андрагогике, например (newton.

Тренды мирового рынка онлайн-образования

 I. Искусственный интеллект. Среди основных точек применения искусственного интеллекта в EdTech — персонализация обучения. За 2015–2018 гг. расходы на применение AI в образовании росли стремительнее, чем траты на любую другую технологию: с $0,8 млрд до $6,1 млрд.

Задействовать искусственный интеллект начинают во всех сегментах онлайн-образования. Согласно исследованию Horizon Report, 2019–2020 годы должны стать поворотными во внедрении AI в систему высшего образования (период его активного освоения может составить два-три года).

II. Большинство лидеров современного EdTech — именно образовательные компании, а не интернеткорпорации широкого профиля. Однако гиганты digital-мира продолжают укреплять свои позиции в онлайн-образовании. В том числе за счёт инвестиций в многообещающие стартапы. Вспомним о приобретении Microsoft 2019 года — платформе для управления данными DataSense, а также о поглощении Lynda.com со стороны LinkedIn ещё в 2015 году. Также нельзя не отметить коллаборацию между Pearson и Google.

III. Скорректировались ожидания отрасли от виртуальной и дополненной реальности. Сегодня AR и VR мыслятся скорее как тренд дальнего прицела. Одному только рынку корпоративного обучения с помощью VR, в 2018 году составлявшему $216 млн, к 2022 году прочат рост до $6,3 млрд. К развитию механизмов иммерсивного обучения есть все предпосылки с точки зрения готовности конечных потребителей: ожидается, что к концу 2020 году на планете будет работать почти 1,5 млрд поддерживающих AR смартфонов, а к 2023-му — 3,4 млрд.

IV. На подъёме микрообучение, которое предполагает: (а) подачу образовательного контента с разбивкой на самостоятельные малые единицы, (б) освоение отдельного микронавыка, (в) чаще всего — независимость от отдельной платформы. В количественном измерении направление пока выглядит скромно. В 2019 году объём рынка микрообучения был равен $1,5 млрд, притом что он имеет перспективу достигнуть $2,7 млрд к 2024 году при среднегодовом темпе роста +13,2%.

V. Среди самых сильных трендов — популяризация мобильного обучения. К 2020 году объём мирового m-learning обещал приблизиться к $38 млрд, и, по оценкам экспертов, расчёты оправдались. Наибольшая часть рынка — у Северной Америки, однако Европа и страны Азиатско-Тихоокеанского региона ненамного отстают от неё. К 2024 году ожидается, что величина рынка достигнет по меньшей мере $70,1 млрд, при среднегодовом темпе роста, согласно различным оценкам, в пределах 17–23%.

VI. Среди направлений EdTech с опережающими темпами роста — рынок языкового обучения, где преобладают сервисы и инструменты для освоения английского онлайн. Количественные оценки субиндустрии варьируются в широких пределах. Например, если верить данным Orbis Research, на 2018 год онлайн-рынок обучения английскому языку измерялся суммой $6,8 млрд и при среднегодовом росте в 18% должен к 2025 году дойти до отметки $21,7 млрд.

Полный список трендов смотрите в исследовании.

Инвестиции на мировом рынке онлайн-образования

По данным Metaari, за 2019 год в глобальный рынок EdTech были инвестированы рекордные $18,66 млрд, что примерно на $2 млрд больше, чем в 2018 году. При этом, согласно HolonIQ, около $8 млрд от совокупных инвестиций за 2018 год составили вливания венчурного капитала в бизнес компаний- «единорогов». По свежим данным Metaari, в 2019 году этот показатель был равен $8,56 млрд.


Суммарный объём вливаний в китайские EdTechкомпании за 2019 год составил $3,9 млрд, что почти в два раза меньше, чем в 2018-м: тогда инвестиции в китайские проекты исчислялись рекордной суммой $7,22 млрд. При этом индийские игроки онлайн-образования за 2019 год получили инвестиций более чем на $1,6 млрд.

Полную версию исследования смотрите здесь.

Digital-агентство Белочка