11 июля 2018
Школа
Инклюзивное обучение

“Маме ребенка с особенностями важно стать прогрессивной”, - родители об инклюзивном обучении

Несмотря на то, что тема инклюзивного образования в казахстанских медиа появилась относительно недавно, она безусловно входит в мировые тренды, ведь проблема отсутствия равного доступа детей к качественному образованию является глобальной.

Казахстан одним из первых в СНГ включил институт инклюзивного образования в ЗРК «Об образовании», на законодательном уровне подтвердив намерение обеспечить равный доступ к образованию для детей с так называемыми особыми образовательными потребностями.
В алматинской школе №75, благодаря республиканскому проекту “Равный равному” и поддержке общественного фонда “Болашак”, работает три коррекционных класса, в которых проходят обучение двенадцать таких ребят. Об этом еще прошлой зимой поведала директор 75 школы Гульбаням Тохтасунова, и мы решили продолжить этот интересный и важный рассказ.
В прошлый раз вы узнали историю Ташиева Амина, которому в раннем детстве поставили диагноз “аутизм”. Вопреки этому он второй год учится в обычной школе, а его мама наблюдает явный прогресс в развитии ребенка.
Герой сегодняшнего интервью, Шакибаев Асад, закончил первый класс 75-й школы. У Асада синдром Дауна. О школьной жизни мальчика нам рассказала его мама Шакибаева Айгуль. Об опыте инклюзивного образования она знает не понаслышке: волею судьбы и профессиональной деятельности занимается защитой прав особенных детей.
Айгуль активно поддерживает связь с родителями особенных детей, занимается мониторингом защиты прав детей с инвалидностью через инициативу "Права особенного ребенка". Айгуль не без радости отмечает подвижки в развитии программы инклюзивного образования, и в том, как постепенно меняется восприятие общества.
Двери ресурсных классов открылись для детей с аутизмом еще до появления инклюзивных школ, года два-три назад. Правда, в обществе укоренилось мнение, что дети с синдромом Дауна не обучаемы. В Алматы только двое таких детей посещают общеобразовательную школу.
Ребята с особенностями в развитии каждое лето проходят обследование психолого-медицинской педагогической комиссии (ПМПК), которая направляет их в школы. Айгуль говорит, что Асад получил направление в общеобразовательную школу с инклюзивным классом благодаря фонду “Ашық әлем”, который помогает особенным детям.
Асад обучается по программе для детей с нарушениями интеллекта, которая применяется в специальных школах. Общие уроки с другими детьми у Асада чередуются с индивидуальными занятиями в коррекционном классе. Мальчику, как и его сверстникам, больше всего нравятся уроки, где подключаются мультимедийные материалы. Также он с интересом ходит на познание мира, естествознание, труд и физкультуру.
В коррекционных классах с детьми работают дефектолог, психолог, логопед и тьютор. Тьютор сопровождает особенного ребенка в общем классе, помогая ему при необходимости. Иногда дети могут выдержать 15-20 минут урока, тогда тьютор уводит ребенка, чтобы он не переутомился.
Когда созданы благоприятные условия, диагноз ребенка не важен: “Если ребенок находится в сопровождении отдельного учителя, то внимание основного учителя не концентрируется только на одном ребенке”, - отмечает Айгуль. Поэтому так важно обеспечить особенным детям в общеобразовательных школах индивидуальное сопровождение.
Первый учебный год Асада прошел хорошо. В том числе благодаря настрою классного руководителя, Шариповой Лилии Исхаковны, и учителей по другим предметам. В классе сложилась дружественная обстановка. “Страхи, которые были в начале, развеялись. Школа выполнила задачу социальной адаптации”, - делится мама. Айгуль признательна Лилие Исхаковне, что она установила мостик между Асадом и детьми, между родителями и Айгуль. Поначалу дети не понимали, что их одноклассник немного отличается от них. Как только Асад начал выходить к доске, показывать свои возможности и успехи, выполняя те же задания, хоть и немного облегченные, в глазах сверстников возрос статус мальчика и исчезло ощущение, что Асад “другой”. Теперь у него есть друзья.
Айгуль по роду своей деятельности знает разницу обучения в инклюзивных классах и специальных школах: “Вся ценность инклюзии в том, что трудности в развитии одного или двух особых детей немного стираются в общей массе, нежели в специальных школах, в кругу таких же особенных ребят. В специальных школах учителю нужно удержать внимание 10-15 “тяжелых” детей, которые усиливают “тяжести” друг друга”, - объясняет Айгуль.
Она понимает, что общество пока полностью не готово к инклюзивному образованию. Родители из общих классов опасаются за своих детей, а родители детей с особенностями за своих: они не могут сами себя защитить. “Поэтому важно начинать инклюзив еще с садика, чтобы ребенок с самого детства мог видеть человеческое многообразие”, - поясняет Айгуль.
Героиня интервью просит родителей избавляться от стереотипов в отношении детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями: “Не стоит бояться общества и закрывать своих детей от окружающих. Потому что жизнь и развитие ребенка с особенностями так же ценна, как жизнь любого ребенка”. Айгуль подчеркивает важность моральных усилий для развития таких малышей, образованности родителей, которые должны правильно применять медикаментозную помощь, а не идти к целителям, что может привести к регрессу в развитии: “Массовое просвещение в вопросе воспитания ребят с особенностями развития необходимо. Однозначно каждой маме важно стать прогрессивной, образованной в вопросах инклюзии, искать правильную информацию, нужные контакты и стараться развивать ребенка”.
В конце интервью мама Асада поделилась полезной информацией для родителей, воспитывающих особенных детей. Позвонив по номеру 1411, можно получить бесплатную психологическую помощь и консультацию специалиста.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/2085182465027776 

Digital-агентство Белочка