25 июня 2018
Школа
Инклюзивное обучение

Мой сын подтянулся, когда начал общаться с обычными детьми! - Родители об инклюзивном обучении

Инклюзивное образование неспроста входит в список ключевых мировых трендов, ведь проблема отсутствия равного доступа детей к качественному образованию является глобальной.

Наша страна одной из первых в СНГ включила институт инклюзивного образования в ЗРК «Об образовании», на законодательном уровне закрепив понятие инклюзивного образования как процесса, обеспечивающего равный доступ к образованию для детей с так называемыми особыми образовательными потребностями.

В алматинской школе №75, благодаря республиканскому проекту “Равный равному” и поддержке общественного фонда “Болашак”, проходят обучение двенадцать таких ребят. Об этом еще прошлой зимой поведала директор школы Гульбаням Тохтасунова. Памятуя о важности этой темы для общества, было решено посетить школу вновь.

В конце учебного года нам удалось побеседовать с родителями особенных деток, которые часто задумываются о том, куда отправить своего ребенка в сентябре. Мы признательны им за рассказанные истории, наполненные любовью и робкими надеждами.
Герой нашего рассказа - второклассник Ташиев Амин, которому еще в детстве поставили диагноз аутизм. Вот уже два года мальчик посещает школу №75. Мама Амина Салтанат призналась, что поначалу им было сложно.

Школьная жизнь Амина началась в стенах интерната “Жанұя”, куда ребенок был направлен по решению психолого-медицинской педагогической комиссии (ПМПК). И тут появилась информация, что детей с особенностями в развитии будут принимать в обычные школы.

Подумав над предложением, родители согласились. Впрочем, когда Амин получил направление в школу №75, семья на неделю погрузилась в раздумья. “Было боязно”, - признается Салтанат. - “В первое время я даже жалела, потому что со стороны родителей было много упреков. И ребёнок психовал.” 

Но постепенно всё стало налаживаться, как в плане общения, так и успеваемости. Особенно радуется Салтанат скромным, но хорошо видимым коммуникационным успехам Амина: “В первое время он не разговаривал с детьми, бывало и злился. А сейчас здоровается, обращается к ним, когда что-то нужно. Для нас это большая подвижка!”
Надо сказать, школа №75 хорошо подготовлена и укомплектована для инклюзивного образования: с детьми занимаются логопед, дефектолог, психолог, работает коррекционный кабинет. На 12 особых учащихся приходится 6 тьюторов. 

Правда, дети быстро утомляются, иногда через 15-20 минут занятий тьютор уводит своего подопечного. Важно, чтобы тьютор был закреплен за каждым особенным ребенком, но с этим пока напряженка.

Заглянув в коррекционный кабинет, познакомились с педагогическим составом, изучили отдельный учебный план. Детям преподают учебные материалы государственного стандарта, при этом для каждого особого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, с учетом диагноза. 

“Мы подошли ко всем вопросам серьезно. Изучили много методического материала, все государственные приказы, положения, стандарты и должностные инструкции. Затем составили общий план работы, отдельные учебные и индивидуальные планы для каждого ребёнка по каждому предмету”, - говорит директор школы Гульбаням Имтахуновна, подкрепляя слова материалами.
Вернемся к Амину. В школе ему особенно нравится библиотека. Мальчик с интересом изучает карты, отличает флаги и гербы разных стран, хочет побольше про них узнать. Домашние поддерживают мальчишку в учебе, но сильно не заставляют. Мама удивлена появлению интереса к математике, мало того - сын самостоятельно сдал финальную суммативку.
“У нас всегда по всем предметам выходила тройка. Когда узнала, что у него в этом году четверка по математике, уточнила у Светланы Владимировны - честно ли заработанная?”. Оказалось, что честно. А еще она рада, что сын на физкультуре на равных с мальчишками выполняет общую программу, ведь год назад он всех расталкивал.
С советами другим родителям Салтанат не торопится, потому что вспоминает, как переживала и даже плакала по началу. Каждый сам решает, отдавать ребенка в общую школу или нет: “У всех разные диагнозы. Многое зависит от того, как примут, в какой класс попадут. Нам повезло. Мне нравится наш класс - и дети, и родители.”
Помимо школы, Салтанат водит сына к психологу, невропатологу, логопеду и дефектологу. “Мне кажется, без них мы не справимся с программой. К примеру, по математике Амина подтянула наш дефектолог. Сейчас он учит таблицу умножения. С логопедом пока всё трудно дается”, - рассказывает мама.
К концу интервью Салтанат поделилась вот какой мыслью: от ранее поставленного диагноза у Амина мало что осталось. Собеседница предполагает, что причина улучшений - инклюзивное обучение. Как только сын начал общаться с обычными детьми, то быстро освоился, подтянулся. Слова мамы подтверждает директор школы, у которой накопился разный опыт за два года введения инклюзивного образования. Гульбаням Имтахуновна считает, что программа работает и хорошо влияет на детей - в первую очередь, давая возможность общаться со сверстниками и чувствовать себя равными.
Летом, перед началом учебного года, ребята снова проходят через комиссию ПМПК и случается так, что могут продолжить обучение по общей программе. Что ж, пожелаем маленькому Амину и дальше справляться с учебой и... дарить нашим родителям надежду.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/2070447063167983

Digital-агентство Белочка