Конкретно по работе наблюдательного совета есть ряд предложений. Во-первых, это защита детей от физического, морального и сексуального насилия. Это вопрос взаимодействия с государственными и уполномоченными органами правоохранения и здравоохранения. Очень хочется, чтобы в эти советы вошли руководители регионов, непосредственно сами акимы. Чтобы они сами ездили в эти детские учреждения, обедали с детьми, смотрели, во что они одеты, как живут, чтобы у каждого ребенка был телефон не только членов попечительского совета их детского дома, но и телефон их акима.
Инициатива весьма актуальная. Мы неоднократно выступали за внедрение общественного контроля, направленного на защиту прав детей-сирот и предотвращение их нарушения в интернатных учреждениях. Но сегодня практически невозможно проводить мониторинг в детских домах. Виной этому разные отсылочные нормы и расплывчатые формулировки в законах. К нам обращаются и звонят, когда детским домам и воспитанникам нужна материальная помощь. Но когда речь заходит об элементарном желании понять, как построен управленческий процесс в детском доме, эффективно и адресно ли расходуется бюджет, не заложены ли в нем те же статьи, на которые у нас просят помощи, оказываются ли детям социальные услуги, присутствуют ли факты насилия — нам дают понять, что мы — гости и никаких прав повлиять на судьбы детей, даже с целью их защиты, у нас нет.
Прежде всего требуется четкая и понятная законодательная основа. Тогда мониторинг будет эффективным. Относительно изменений и предложений:
первое — это соблюдение сроков определения статуса ребенка. Так мы сможем вовремя дать ему возможность либо вернуться к родителям, либо найти приемную семью. Очень часто бывает так, что в детских домах есть дети, которых нельзя усыновить, потому что у них есть родители, которые не лишены родительских прав, или близкие родственники. И этот факт часто скрывается. Ребенок же в таком случае не может перейти в другую семью и «зависает» в детском доме. А по закону он может максимум полгода находиться без статуса. Бывает, что ребенок попадает в детский дом по недоразумению. Наблюдательные советы должны обязательно отслеживать такие случаи.
Основываясь на нашем опыте по работе с детскими домами №1 и №2 города Алматы, где мы открыли Центры поддержки семьи, предлагаю провести скрининг всех детей. Чтобы понять, кому нужна психологическая реабилитация и терапия. После терапии, по нашим наблюдениям, ребенку легче адаптироваться в приемной семье, снижается тревожность. А в случае наличия родных, возрастает возможность вернуть его в родственное окружение. Если это взрослый ребенок, желательно найти ему наставника, который поможет ему социализироваться, чтобы после выпуска он не потерялся.
Еще предлагаю постепенно при всех детских домах организовывать Центры или Службы поддержки семьи или развивать социально-психологическую службу со следующими функциями:
Первое, что очень хотелось бы сделать, — открыть при каждом детском доме Школу приемных детей. Группы психологов должны консультировать и готовить детей к переходу в семью. Потому что для приемных родителей есть школа, где с ними работают, ведут их, но никто не думает о том, что детям тоже сложно пройти адаптацию в приемной семье. Вот моя приемная дочка сама попросила: “Мама, можно я буду консультировать приемных детей? Я сама была там и знаю, чего они боятся. Я помогу им”.
Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://vk.com/wall-120804658_1059