Напомним, что система критериального оценивания, как часть обновленного содержания, разрабатывалась и проходила апробацию в течение шести лет в «Назарбаев Интеллектуальные Школы» (НИШ). И теперь эта система внедряется в общеобразовательные школы, чтобы у каждого ребенка был доступ к лучшим методикам обучения https://goo.gl/XY3VKm. Основное преимущество критериального оценивания в том, что оно учит школьников применять свои знания на практике, а не гнаться за отметками. Это подтверждают педагоги, работающие с этой системой: Елена Юмашева, учитель начальных классов, и Гаухар Жамбулатова — учитель химии.
Что дает критериальное оценивание ученикам?
По старой системе мы считали ошибки детей и в зависимости от их количества выставляли оценки. Самым высоким показателем была оценка «5», которая снижалась пропорционально количеству неправильно выполненных учеником заданий. Не ошибусь, если скажу, что такой подход не мотивировал ребенка, а наказывал его. К тому же старый метод не точно показывал уровень знаний учащегося. Иногда ученик смотрел с недоверием, сомневался, справедливо ли его оценили. При этом ребенку не говорили, что конкретно он должен исправить. Новая система позволяет ученику понимать, какие критерии повлияли на оценку и на что ему нужно обратить внимание на следующих уроках. Критериальное оценивание (КО) дает ученику полную картину его успеваемости. Ученики получают оценки, выставляемые по критериям, которые заранее определены и озвучены. Благодаря обратной связи, они получают от учителя комментарии к своим ошибкам, понимают, где должны подтянуть знания и могут сделать это вовремя.
Как вы знаете, каждый день на уроках проводится формативное оценивание. Учитель дает ученикам устную или письменную обратную связь по итогам выполненных ими заданий. При этом на ежедневных уроках оценка в цифровом эквиваленте не выставляется. В формативном оценивании ученики тоже принимают участие, им нравится давать оценку себе и своим одноклассникам. Новая система учит детей многому: внимательно слушать ответы друзей, свободно высказывать мнение и принимать справедливые решения. У них развиваются лидерские качества и критическое мышление. Сравнивая свои ответы с ответами других детей, они учатся делать правильный выбор и адекватно воспринимать критику.
Иногда дети замечают небольшие, но важные ошибки. Как-то раз на уроке я проводила оценивание по теме «Остановка». Все группы правильно выполнили задание и положительно оценили друг друга. В какой-то момент один из учеников встал и указал на ошибку первой группы. Как оказалось, они знак «+» написали в двух клетках тетради, но никто не заметил. После такого замечания ученики сделали выводы и в дальнейшем будут обращать внимание на то, как пишут.
Хочу отметить, что новая система позволяет применять разные методы обучения, которые помогают раскрыть способности учеников. Сейчас на уроках они свободно выражают свою точку зрения, дают друг другу обратную связь, анализируют полученную информацию. Ребята с интересом участвуют в проведении исследований на разные темы, умеют собирать информацию, которую потом структурируют и систематизируют при помощи рисунков, схем, диаграмм. Еще дети составляют короткие рассказы, сказки.
Формативные задания я разрабатываю так, чтобы они соответствовали целям уроков. У меня в классе 35 учащихся. Ежедневно формативное оценивание на уроках провожу в разных формах: письменно или устно. Обратную связь даю выборочно, только если она нужна.
Я преподаю в начальных классах и знаю, что родители выполняют домашние задания совместно с детьми. Поэтому ребята с низким уровнем знаний получают от меня письменные комментарии, чтобы родители видели, на что их детям следует обратить внимание. Конечно, вначале всегда стараюсь выделить успехи и сильные стороны ученика. Только потом пишу про ошибки. Это дает ученикам возможность наверстать упущенное без вреда для самооценки. А те, кто успешно выполняют задания, получают похвалу. Согласитесь, детям приятно, когда при всех отмечают их достижения. Это мотивирует не только самих отличников, но и весь класс стремиться к новым знаниям и успехам. Я напоминаю детям с хорошей успеваемостью, что они не должны останавливаться на достигнутом, что полезно постоянно повышать свой уровень и продолжать поиски. Также итоги формативного оценивания фиксирую в дневниках.
На уроках применяются разные уровни оценивания: учитель дает обратную связь ученикам, а те, в свою очередь, могут оценить учителя, друг друга и самих себя. Такой подход обеспечивает объективность и открытость.
Поначалу, конечно, были ученики, которые расслабились из-за того, что не получали оценки в привычном формате. Но после изучения раздела (а их в начальных классах 2-3 по каждому предмету) и выполнения заданий по нему они поняли, что их все-таки будут оценивать. Дети, которые вначале расслабились, получили низкие суммативные баллы. Так они смогли убедиться, что смогут получить хорошие баллы только если будут получать знания систематически, на каждом занятии. Их ответственность повысилась.
У суммативного оценивания есть свои правила. Допустим, ученики прошли один раздел. Я готовлю по нему задание, которое они должны выполнить на уроке в течение 15-20 минут. Результаты таких проверок информируют родителей об успеваемости их детей, а ребятам они помогают увидеть, что стоит подтянуть до конца четверти.
В конце четверти ученики получают суммативные четвертные задания, на выполнение которых отводится 40 минут. Результаты учащегося заношу в электронный журнал, баллы за каждый раздел и за четверть суммируются в процентном отношении (50%+50%), после чего автоматически выводится четвертная оценка. Ее выставляю в табель успеваемости ученика.
Наша школа — одна из 30-ти пилотных, где было введено обновленное содержание обучения. В учебном году 2015-2016 критериальное оценивание тестировалось в пробных классах. С учебного года 2016-2017 оно введено во всех первых классах. В это время проводились семинары, коучинги, круглые столы для того, чтобы объяснить учителям особенности критериального оценивания и подготовить их к следующему учебному году.
Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1957470641132293
Критериальное оценивание было внедрено для того, чтобы сделать этот процесс более открытым и объективным. Об этом нам ранее рассказала Айдана Шилибекова — один из авторов методики, кандидат педагогических наук.