Мы решили узнать мнение ее непосредственных пользователей. Гаухар Жанбулатова, педагог с 12-летним стажем, учитель химии в НИШ химико-биологического направления в Атырау, рассказала нам, как она оценивает своих учеников по новой системе.
Самое важное — теперь ученики на ежедневных уроках не боятся допустить ошибку, у них развиваются творческие навыки и самостоятельность. Объясню на примере одного урока по химии для 7 класса. Возьмем тему «Реакция горения». К концу занятия ученики должны знать, из чего состоит воздух и что при горении вещества расходуется кислород, входящий в состав воздуха. Перед ними стоит ряд задач: выполнить небольшое исследование (практическую работу), проанализировать свои наблюдения, ответить на вопросы и сделать выводы. Выполнив все это, они достигают цели урока и получают формативную оценку (комментарии) по каждой задаче.
В таком формате обучения ученик находится в состоянии активного творчества: изобретает то, что до него было уже открыто, но приходит к этому самостоятельно, через проделанную работу. Когда ребенок стремится к саморазвитию и не боится применять свои знания на практике, он быстрее адаптируется к жизни.
Как вы знаете, система критериального оценивания (КО) состоит из суммативного и формативного оцениваний. Первое выявляет и оценивает то, что изучил ученик за определенный период (раздел, четверть, год). Второе представляет собой обратную связь между учителем и учеником, которая позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в процессе обучения.
Формативное оценивание проводится регулярно и не предполагает никаких отметок. Поэтому ученики на ежедневных уроках не боятся допустить ошибку, у них исчезает напряжение и тревожность, развиваются творческие навыки и способность самовыражаться.
Как ученики и их родители приняли новую систему оценивания?
Вначале новая система оценивания вызвала у моих учеников интерес и опасение одновременно. Они привыкли к традиционному завершению урока с выставлением оценок по пятибалльной системе. На первых уроках я видела растерянность в их глазах, но позже они поняли, что новый метод представляет собой не просто шкалу, используемую при выставлении отметок, он работает в их интересах. Сейчас детям очень нравится участвовать в оценивании собственного труда. Ученики чувствуют свою значимость, а это способствует развитию ответственного отношения к учебе.
Все уроки направлены на достижение определенной цели, поэтому ученики получают обратную связь в конце каждого из них. Если же оцениваются навыки высокого порядка, например, выполнение лабораторных работ, то обратную связь учащиеся получают на следующем уроке.
При разработке заданий по КО учитель дает инструкцию по их выполнению, расписывая каждый шаг ученика (дескрипторы), чтобы он достиг цели обучения. При взаимооценивании учителю желательно разработать критерии оценивания совместно с учениками, чтобы дети объективно оценивали своих одноклассников.
Все задания, в основном, хранятся в тетрадях. Если задание выполнено на отдельном листе, он тоже вклеивается в тетрадь. На этих листах отражена обратная связь и рекомендации учителя, которые указывают ученику, над чем ему еще нужно поработать, чтобы улучшить знания и успешно подготовиться к суммативному оцениванию. В дневниках я отражаю достижения учащихся после суммативного оценивания за разделы: как в виде баллов, так и в виде процентного показателя успеваемости.
В каждой четверти изучается 2-3 раздела. К концу четверти выполняется суммативная работа за четверть (как итоговая контрольная за четверть), которая охватывает все изученные разделы. После проведения суммативного оценивания учитель составляет поэлементный анализ работы каждого ученика. Это позволяет определить уровень и качество усвоения изученного раздела, отследить динамику развития и понять, как лучше организовать индивидуальную работу с учеником, если это необходимо. Анализ результатов суммативного оценивания помогает детям узнать о своих проблемах и спрогнозировать оценку за четверть. Таким образом, у них есть возможность поработать над ошибками, целенаправленно подготовиться к следующей суммативной работе за раздел и четверть и получить хороший результат за четверть.
Я очень рада, что результаты моих учеников демонстрируют положительную динамику. Например, среди учеников 7 «С» класса в первой четверти только один ученик закончил на «отлично», во второй четверти количество отличников возросло на 5, а к концу года 50% класса стали отличниками. В первую очередь, это результат повышения учебной мотивации, четкого понимания у каждого ученика того, что от него ожидают, какие пробелы у него есть, как их исправлять. Мои наблюдения показывают, что у учеников сильно развивается самостоятельность при изучении даже такого сложного «устрашающего» предмета как химия.
В первые годы, в соответствии с программой, наша школа использовала традиционную систему оценивания. Потом, согласно графику внедрения новой системы, полностью перешла к критериальному оцениванию. Нас обучали сотрудники Центра педагогических измерений, на их семинарах мы освоили теоретическую и практическую части новой методики. Также наша школа организовала внутришкольные семинары по обмену опытом с учителями по методическим вопросам внедрения системы КО. Во время школьных каникул проводились тренинги, семинары по формативному оцениванию с привлечением зарубежных специалистов. Огромную помощь мы получали от своих коллег из других Интеллектуальных школ, их консультации для нас очень важны.
Другие материалы по теме:
Елена Юмашева — педагог с 42-летним стажем — рассказала о своем опыте оценивания успехов учеников по новой системе.
Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://vk.com/wall-120804658_2710
Основная польза критериального оценивания в том, что оно мотивирует школьников не гнаться за отметками, а стремиться к достижению учебных целей, приобретению знаний и компетенций. Новую систему приняли также для того, чтобы сделать процесс оценивания более открытым и объективным. Об этом нам ранее рассказала Айдана Шилибекова — один из авторов этой методики, кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра педагогических измерений автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные Школы» (НИШ), где система в течение 6 лет разрабатывалась и проходила апробацию.