04 ноября 2017
Школа

Никто не притесняет наш родной язык! О внедрении трехъязычия в школах

Существует ошибочное мнение о том, что программа трехъязычия приведет к уменьшению роли казахского языка в школах. Чтобы более подробно познакомить вас с моделью преподавания на трех языках, мы взяли интервью у Шолпан Кариновой — директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК. 

С 2016 года школы постепенно начали переходить на программу обновленного содержания образования, которая разрабатывалась в течение нескольких лет. Одним из ее направлений является трехъязычие — изучение отдельных предметов на казахском, русском, английском языках вне зависимости от языка обучения. Впервые идея внедрения трехъязычия была озвучена Нурсултаном Назарбаевым в октябре 2006 года на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана, и уже в 2007 году она была отражена в Послании Президента. 

Переход на английский язык обучения планируется начать в 2019 году: ученики 10-11 классов будут изучать физику, биологию, химию и информатику на английском. Поэтапная работа в этом направлении стартовала в 2013 году. С 1 сентября текущего года в 799 школах отдельные предметы естественнонаучного цикла (ЕНЦ) начали преподавать на английском языке. 

avatar
Какова цель перехода на трехъязычие? Что это даст нашим детям? 
avatar

Наша цель — создание таких условий, в которых ученики смогут хорошо овладеть языками: казахским — в школах с неказахским языком обучения, русским — в школах с нерусским языком обучения. Еще важно, чтобы возможность выучить английский язык была у всех ребят, а не только у учеников специализированных школ. Зачем нашим детям это? Английский, являясь языком мирового общения, автоматически стал языком науки, передовых знаний и технологий. Большинство научных книг выпускается на английском. Ожидая их перевода, можно упустить актуальную информацию, открытия и новшества. В передовых вузах нашей страны обучение проводится на английском. Руководство этих учебных заведений специально приглашает лучших профессоров из зарубежных стран, чтобы они передали лучший опыт нашей молодежи. И выпускник, свободно владеющий английским, при поступлении в вуз уже будет готов изучать предметы на нем, читать дополнительную литературу, не затрачивая денежные и временные ресурсы на дополнительные занятия. 

avatar
Принимая решение о переходе на трехъязычное образование, мы основывались на лучших практиках образовательной системы нашей страны и мировом опыте. Учеными обосновано, что знание школьниками двух и более языков повышает качество их образования в целом. Страны с развитой экономикой и сильной образовательной системой (Германия, Финляндия, Норвегия, Сингапур, Малайзия и др.) начинали свой путь именно с полиязычного образования, конкретно с масштабного изучения английского языка в школах. 
avatar
Расскажите, в чем заключается суть трехъязычного обучения и когда планируется переход к этой модели? 
avatar

Переход к модели трехъязычного обучения был начат еще в 2013 году, когда наши школьники с первого класса стали изучать казахский, русский и английский. Суть этой модели заключается в том, что целевыми языками обозначены казахский, русский и английский. И трехъязычие предполагает постепенное погружение в эти языки. 

avatar

Согласно данной модели планируется, что с 2019-2020 учебного года в школах с казахским языком обучения с 1-го по 9-й классы все предметы, кроме трех, будут изучаться на казахском языке. Это «Русский язык и литература», «Всемирная история» (начнется с 5-го класса, обучение будет на русском языке) и «Английский язык» (с 1-го класса). Такой же порядок в школах с русским языком обучения: с 1-го по 9-й классы на русском языке будут изучаться все предметы кроме следующих: «Казахский язык и литература», «История Казахстана» (с 5-го класса) и «Английский язык» (с 1-го класса). После завершения 9-го класса ученики всех школ в 10-м и 11-м классах будут изучать на английском языке «Информатику», «Химию», «Физику», «Биологию» и, конечно, сам «Английский язык». 

avatar
Стоит отметить, что решение об изучении четырех предметов ЕНЦ на английском языке будет приниматься педагогическим советом школы и родительским комитетом коллегиально, исходя из желаний учащихся и возможностей педагогов. В 2018 году будет большое обсуждение с участием учителей, которые уже начали преподавать на английском, родителей и детей. Мы будем с ними встречаться, ездить по областям. Только после этого подготовим окончательный график перехода для преподавания на английском языке. 
avatar
А как идет подготовка преподавателей? 
avatar

Переход на трехъязычное образование будет проходить поэтапно и пошагово. Безусловно, следует подготовить учителей, соответствующие учебники, необходимые учебные ресурсы. Потребность в педагогических кадрах решается благодаря выпускникам программы «Болашак», целевой подготовке учителей в вузах, повышению квалификации школьных учителей по методике преподавания дисциплин на английском языке, программе по обмену студентами и привлечения волонтеров. 

avatar

С 2012 года в 42 вузах функционируют специальные отделения с обучением на английском языке. В 2393 специальных группах обучаются 18006 человек: в бакалавриате – 16121, в магистратуре – 1662, в докторантуре – 223. Из них по педагогическим специальностям обучаются 4749 человек: в бакалавриате – 4581, в магистратуре – 153, в докторантуре – 15. В том числе по таким специальностям, как «Физика», «Химия», «Информатика», «Биология», «История» обучаются 1710 человек. Ежегодный выпуск — около 427 человек. 

avatar
Количество выпускников, прошедших обучение в рамках трехъязычного образования, начиная с 2008 года составило 7 983 человека. Из них: по бакалавриату – 6 677, на магистратуре – 1 230, в докторантуре – 76 человек. При этом количество трудоустроенных выпускников составило 4 696 человек (58,5%): выпускники бакалавриата – 3522 человека, магистратуры – 1 102 человека, докторантуры – 72 человека. Кроме того, при педагогических вузах имеются полиязычные группы: в КазНПУ имени Абая – 17 групп (191 человек), ТарГПИ – 19 групп (238 человек), ПГПИ – 57 групп (519 человек), ЮКГПИ – 19 групп (255 человек), КГПИ – 22 группы (111 человек), КазГОСЖенПУ – 10 групп (58 человек). 
avatar
Усиление знания английского языка планируется обеспечить за счет преподавания естественнонаучных предметов на английском. Каким образом это будет происходить? 
avatar

Погружение в английский язык будет частичным до старших классов. Согласно программе, к десятому году обучения наши дети должны освоить английский язык на уровне В2 (это нижний порог среднего уровня), а к завершению средней школы — В1 (это средний уровень).

avatar

Для подготовки детей к обучению предметов ЕНЦ в 10-11 классах на английском языке вводится специальная технология – интегрированное обучение языку и предмету (CLIL), когда школьники, осваивая на уроках ЕНЦ предметную терминологию, только знакомятся с его англоязычным эквивалентом. Освоение англоязычной терминологии, навыки ее употребления будут закрепляться на уроках английского языка с применением аутентичных текстов и учебных материалов. По этой технологии в течение 5-ти лет обучения (с пятого по девятый классы) дети будут изучать предметы ЕНЦ. На уроках естествознания (5-6 классы), информатики (5-9 классы), химии, физики, биологии (7-9 классы) школьники будут изучать англоязычный вариант основных терминов. Позже, в 8-9 классах, на английском языке будут проводиться отдельные внеклассные мероприятия или занятия по четырем предметам: информатике, химии, физике, биологии.

avatar

По мере подготовки из частичного погружения в английский язык старшеклассники перейдут в режим полного погружения, когда уроки по предметам ЕНЦ будут проводиться на английском языке. В начале можно проводить на нем только отдельные уроки. 

avatar
Для этого необходима командная работа учителей английского языка и учителей-предметников. Поскольку предметы ЕНЦ будут изучаться на английском языке только в старших классах, когда уже освоено базовое содержание (к завершению основной школы), качество естественнонаучного образования будет зависеть, как это и было всегда, в основном от квалификации педагогов. 
avatar
А как обстоит дело с казахским языком — каким образом он будет развиваться? 
avatar

Модель трехъязычного образования усиливает роль государственного языка, так как предполагает обязательное его изучение не только на уроках казахского языка и литературы. Как уже отмечалось, с переходом на трехъязычное образование планируется изучение предмета «История Казахстана» на казахском языке во всех школах, независимо от языка обучения. Если учесть, что одним из предметов ЕНТ является именно «История Казахстана», то все выпускники школ будут заинтересованы в изучении государственного языка, повысится их мотивация к освоению казахского. 

avatar
Если естественнонаучные предметы не будут преподаваться на казахском языке, не пострадает ли технический казахский и не останется ли он на бытовом уровне? Такой же вопрос по отношению к русскому языку. 
avatar

Внедрение модели трехъязычного образования на развитии казахского как языка науки никак не скажется и вот почему:

  • в рамках школьного образования базовое обучение завершается в 9-м классе, т.е. в основной средней школе (с 5-го по 9-й классы) изучаются основы наук;
  • изучение предметов ЕНЦ в основной средней школе будет проходить на первом языке, т.е. на языке обучения в школе;
  • при трехъязычном обучении изучение предметов ЕНЦ на английском предполагается только в старшей школе (10-11 классы). 

avatar
И, пожалуй, один из самых волнующих вопросов: сохранится ли в будущем разделение школ с казахским и русским языком обучения? 
avatar
Да, сохранится. Это право каждого казахстанца — выбор языка обучения в школе и вузе по собственному желанию.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1961570497388974