23 мая 2017
Школа

Как улучшить успеваемость детей в школах: анализ результатов TIMSS и PISA за 2015 год

Как известно, в 2015 году Казахстан вошёл в число стран-лидеров по результатам исследований TIMSS. Напомним, что речь идёт об авторитетных международных программах по оценке образовательных достижений учащихся. По сути, TIMSS и PISA – единственные общепризнанные инструменты сопоставления качества образования между школами разных стран.

А в прошлом году Казахстан, трижды участвовавший в TIMSS и PISA, добился существенного улучшения результатов. Впрочем, благодаря программам TIMSS и PISA мы имеем возможность определить не только сильные, но и слабые стороны нашего образования. Серик Азтаевич Ирсалиев, президент Информационно-аналитического центра, рассказал нам о завершённом недавно анализе результатов исследований: http://iac.kz/ru/events/nacionalnye-otchety-po-itogam
avatar
Ваш Центр провёл большую работу по обработке результатов. Расскажите, какие основные проблемы имеются у казахстанского образования по результатам исследований TIMSS и PISA? 
avatar

Пожалуй, самым печальным фактом, выявленным в исследовании, является высокая межрегиональная дифференциация в качестве образования. А такую ситуацию сложно назвать приемлемой для унитарного государства. Судите сами: разница в Казахстане между самым успешным и самым отстающим регионами составляет примерно 90 баллов. А по новой методике ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) это эквивалентно трём годам обучения! Выходит, что 15-летний подросток из отстающего региона по своему умению принимать решения в сложных жизненных ситуациях подобен 12-летнему подростку из наиболее успешного региона. Другими словами – отстаёт на три года в развитии.

avatar

Кроме того, сохраняется большой разрыв в уровне знаний и функциональных компетенций между учащимися городских и сельских школ и колледжей, детьми из разных социальных групп, а также между школьниками, обучающимися на казахском и русском языках. При этом разница в уровне образования между вышеперечисленными группами составляет 1,5-2 года. Исследование выявило и причины такого «разрыва»: недостаточная квалификация учителей, нехватка педагогов (5-11 класс), потребность в современном оснащении кабинетов. Не будем забывать и о проблеме недостаточного финансирования: если брать за основу методику ОЭСР, то в среднем в мире на одного ребенка в возрасте 6-15 лет тратится в 4 раза больше средств, чем в нашей стране.

avatar

Наконец, было выявлено, что доля функционально неграмотных учеников (по стандартам PISA – таких, которые не справляются с заданиями 2-го уровня и ниже) остается высокой: до 40%. Процент выполняющих задания «высокого» и «продвинутого» уровней не слишком радует и по шкале TIMSS – менее 50%.

avatar
Выводы очевидны: сегодня система образования Казахстана не выполняет роль «социального лифта» – напротив, она усиливает имеющееся расслоение в обществе, работая как «сепаратор». Печально, что оба исследования (TIMSS и PISA) отмечают столь явную зависимость уровня развития казахстанских детей от социального статуса и возможностей их родителей. Разница немалая: дети из семей с высоким уровнем обеспеченности (дома есть компьютер, доступ к интернету, отдельная комната, более 100 книг в доме) на год-полтора опережают детей, у которых ничего этого нет. 
avatar

Но ведь наверняка имеются показатели, которыми мы можем гордиться? 

avatar

Разумеется! Начнём, пожалуй, с дошкольной подготовки. Ведь именно её отсутствие отрицательно влияет на дальнейшие успехи ребёнка в школе. Если ребёнок посещал детский сад хотя бы 3 года, то его результаты в школе – значительно лучше, чем у тех детей, которые детский сад не посещали. Так вот, эта разница в Казахстане – примерно на таком же уровне, что в среднем по ОЭСР. Так что за качество нашего дошкольного образования краснеть не приходится. Более того, наша программа «Балапан» рассчитана на то, что к 2019 году все дети от 3 до 6 лет будут обеспечены дошкольным образованием (ознакомиться с показателями охвата страны дошкольными учреждениями можно по ссылке.

avatar

Ещё один важный для нашей страны позитивный вывод: «билингвы» имеют лучшие результаты в сравнении с «монолингвами». То есть ребёнок, который в школе разговаривает на одном языке, а дома на другом, – более развит. А ведь большая часть населения Казахстана – билингвисты с рождения.

avatar

Вообще, судя по результатам исследований, на успеваемость детей в школе влияет ещё целый ряд интересных факторов, среди которых, например, – уровень образования родителей. Зависимость такова: чем больше доля родителей с высшим образованием, тем лучше результаты в TIMSS и PISA. Но в любом случае, ребёнок должен заниматься – сами собой знания не даются. Например, исследования показали, что на выполнение домашнего задания следует ежедневно тратить от 45 минут до 3 часов. При этом больше 3 часов заниматься не стоит – статистика не демонстрирует улучшений. А вот если ученик посвящает «домашке» меньше 45 минут – успеваемость стремительно снижается.

avatar
Ну и, наконец, очевидный для наших педагогов факт подтвердили международные исследования: увеличение зарплаты учителя и госрасходов на образование пропорционально увеличивает его качество. 
avatar
Какие ещё изменения можно внести в ГПРОН (Государственная программа развития образования и науки) на основе результатов исследований? 
avatar

Во-первых, следует сфокусировать внимание на отстающих школах и группах учащихся. Необходимо создать некие системы мотивации для перехода директоров из «сильных» школ в «слабые». Нужно наладить механизма привлечения, развития, поддержки и удержания сильных учителей в слабых школах. Одним из положительных примеров может служить запуск программы «Teach for Kazakhstan». Также важно внедрение национальной системы ранней диагностики и корректирующей поддержки для слабоуспевающих детей, и увеличение охвата дошкольным образованием детей из уязвимых слоев населения за счет госзаказа.

avatar
Ну, и в целом, необходимо пересмотреть государственные расходы на образование. Разумеется, учителям нужно повышать заработную плату. Провести выравнивание среднемесячной зарплаты учителя со средней по Казахстану. Если брать методику ОЭСР, то зарплата учителя должна быть не меньше 85% от среднемесячной зарплаты по стране. Что касается повышения расходов на образование в целом, то его необходимо поднять до уровня 4-6% от национального ВВП и/или не менее 15-20% от общих госрасходов. Актуальная для Казахстана задача – увеличение доступа к высшему образованию. Ну и конечно же, нужно провести ряд системных исследований причин дифференциации качества образования – для принятия управленческих решений.

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/1888639131348778