30 октября 2018
Школа

Педагог о важности английского языка в школах

Многие родители переживают о том, что программу преподавания общеобразовательных предметов на английском языке введут с начальных классов. Сразу стоит сказать, что это заблуждение. Согласно этой модели, только с 2019 года ученики 10-11 классов начнут изучать на английском некоторые естественнонаучные предметы: физику, биологию, химию, информатику. Более того, учащиеся и родители вправе выбирать язык обучения. Положительный опыт полиязычия можно наблюдать в Назарбаев интеллектуальных школах, а также в лицеях “Білім-Инновация”. О применении методик НИШ в общеобразовательных школах говорил в своем послании Глава государства. Чтобы изучить вопрос полиязычия изнутри, мы решили узнать мнение учителей, которые сегодня преподают общеобразовательные предметы на английском языке. 

Сегодня своим мнением поделился Азат Мадиулы — учитель математики 159-ой школы имени Ыбырая Алтынсарина (Алматы). 

ОПЫТ ПЕДАГОГА

Азат окончил магистратуру в КазГУ. Свою диссертационную работу он писал на казахском, позже защитил ее на русском в Санкт-Петербургском Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики. Материал по проекту написал уже на английском. Молодой специалист три года преподает математику старшим классам. Сначала на казахском языке, но сейчас в школах есть большая потребность в педагогах-предметниках, которые могут проводить уроки на английском. Поэтому Азату предложили вести в 7-х и 8-х классах 159-ой школы алгебру на английском. 

Азат — молодой специалист, выросший в век развития информационных технологий. Большую часть информации он получает из интернета, в основном, читает статьи про технологии-IT. Один из его любимых ресурсов — bbc.com. Азат отмечает важность знания английского, как языка науки. 

КАК ПРОХОДЯТ УРОКИ НА АНГЛИЙСКОМ?

Всех родителей волнует один и тот же вопрос: достаточно ли глубокими будут знания их детей по основному предмету, если изучать его не на родном, а на английском языке. Для подготовки школьников по предметам ЕНЦ на английском вводится специальная технология — интегрированное обучение языку и предмету — CLIL (Content and Language Integrated Learning). 

По этой технологии в течение пяти лет, с пятого по девятый классы, дети будут изучать предметы ЕНЦ. На уроках естествознания (5-6 классы), информатики (5-9 классы), химии, физики, биологии (7-9 классы) они будут знакомиться с англоязычными вариантами основных терминов, а навыки их употребления закреплять с применением аутентичных текстов и учебных материалов на уроках английского. Позже, в 8-9 классах, планируется проведение на английском языке отдельных внеклассных мероприятий и занятий по четырем предметам: информатике, химии, физике, биологии. 

ОПЫТ 159-й ШКОЛЫ

По словам Азата, на его уроке детям интересно. Он делает упор на знание самого предмета и правильное применение терминологии. Грамматику, как говорит педагог, дети изучают с филологом на уроке английского языка. «Там, где ученики не понимают или не могут донести свои мысли, они задают вопросы на казахском. В целом у детей хороший уровень английского и мы пока не сталкивались с трудностями понимания». 

В 159-й школе математику на английском для старших классов начали преподавать еще в 2008-м году. Там существует своя отработанная методика, схожая с технологией CLIL. С пятого класса каждое лето школьники проходят двухнедельные курсы по математике на английском. Сам английский язык в школе преподают углубленно. Так что уже к седьмому классу дети готовы изучать на нем и другие предметы. Как пояснил нам Азат, 7-8 классы проходят алгебру на английском языке по основной программе (инвариантные часы). Частота занятий — три раза в неделю, длительность урока — 40 минут. Вдобавок этот предмет дети закрепляют во время факультативов (вариативные часы) на казахском языке. Факультативные занятия проходят два раза в неделю и длятся по 40 минут. 
«Такой подход позволяет детям одновременно изучать и предмет, и английский язык. При этом нет риска, что дети забудут казахский или поверхностно изучат алгебру из-за недостаточного уровня владения английским — пройденные темы закрепляются на казахском во время факультатива», — пояснила нам директор школы Эльмира Бидайбекова. 

ЧТО БУДЕТ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ?

«Не думаю, что знание английского может стать препятствием для изучения родного языка», — ответил Азат на вопрос о вероятности негативного влияния полиязычия на развитие казахского. Он приводит в качестве примера свой опыт: Азат учился в 24-й казахской школе с лингвистическим уклоном, где дети изучали четыре вида английского языка с частотой восемь раз в неделю, а также проходили географию на английском. Тем не менее будущий педагог продолжил обучение в вузе на казахском языке. Сейчас молодой специалист свободно говорит на трех языках и может вести уроки как на казахском, так и на английском. Работа педагога Азату очень нравится. 

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://www.facebook.com/edugovrk/posts/2168019673410721