24 июля 2017
Выборность ректоров

Как избирали ректора Карагандинского государственного индустриального университета

Для того, чтобы сделать процедуру отбора руководителей государственных вузов более совершенной и прозрачной, а казахстанские университеты более конкурентоспособными, в 2016 году введены новые правила назначения ректоров. Кандидаты на должность ректора должны представить программу развития университета и полностью соответствовать основным требованиям отбора.

Раньше решение о назначении ректора единолично принимал уполномоченный орган управления. Кандидаты на этот пост отбирались по типовым квалификационным характеристикам должностей педагогических работников. Анализ этой модели определил, что у нее есть несколько минусов:

  • бессрочность контракта (значительная часть ректорского корпуса занимает указанные должности более 2-х сроков по 3 года);
  • снижение управленческой мобильности: сейчас около 40% ректоров – пенсионного или предпенсионного возраста. 

Новая модель предполагает проведение открытого конкурса, состоящего из двух этапов. На каждом этапе претенденты на должность ректора презентуют свой план развития учебного заведения. Оценивают их представители Наблюдательного совета вуза и Республиканской конкурсной комиссии. От участников конкурса требуется понимание стратегических целей и задач, стоящих перед руководством вуза. Помимо этого кандидаты должны соответствовать Правилам назначения, аттестации руководителя государственного предприятия. Таким образом, новая схема назначения ректоров повышает качественные требования к руководству вузов и делает процедуру выборов прозрачной и открытой. 

Мы взяли интервью у ректоров, которые получили свои должности в результате прохождения такого конкурса. Жаутиков Бахыт Ахатович, ректор Карагандинского государственного индустриального университета в городе Темиртау (КГИУ), кузницы металлургов, вступил в должность два месяца назад.

avatar
Бахыт Ахатович, расскажите о себе.
avatar

Я родился и вырос в Караганде, 25 лет проработал в Карагандинском государственном техническом университете (КГТУ). По образования технарь и хорошо знаком со спецификой высшего образования технической направленности. В вуз пришел с производства – работал на шахте «Актасская» по «Карагандауголь». А преподавательскую деятельность начал с 1986 года: знаком и с советской высшей школой, и с образованием в независимом Казахстане, и с Болонским процессом (с учетом опыта последних 10 лет).

avatar

Я прошел все ступени научного и академического пути: начинал стажером-исследователем и младшим научным сотрудником, после учился в очной аспирантуре, стал ассистентом (пройдя конкурс), потом старшим преподавателем, доцентом, заместителем декана, заведующим кафедрой, деканом, проректором по учебной и научной работе, заместителем Департамента высшего и послевузовского образования министерства образования и науки, первым проректором. С рабочими визитами я посетил множество много зарубежных вузов. Такие поездки позволяют ближе узнать систему образования другой страны и сравнить ее с нашей. В советское время побывал в вузах Москвы, Донецка, Кривого Рога и Киева. После провозглашения независимости нашей страны мне повезло посетить вузы США (по программе Inspire British Council приглашали в Кембридж), Великобритании, Испании, Афганистана, Ирана и Российской Федерации. Когда увидел в “Казахстанской правде” объявление о конкурсе на должность ректора КГИУ, решил участвовать.

avatar
За время работы проректором в Рудненском индустриальном институте и Атырауском университете я получил хороший опыт — иногда заменял ректоров во время их командировок. Да и направления КГИУ, и регион мне близки: в свое время часто там бывал с научными работами, занимался вопросами аккредитации. Нельзя сказать, что какая-то отдельная часть моей программы развития вуза обеспечила мне победу. Во время разработки программы я опирался на свой опыт, который аккумулировал за весь период работы в сфере высшего образования. Он помог мне увидеть основные проблемы и выбрать стратегические пути для их решения. 
avatar
Почему так необходимы изменения в правилах назначения ректоров?
avatar

Выборность ректоров дает возможность обсудить программу развития вуза с кругом заинтересованных людей и оценить ее с разных сторон. В ходе конкурса программы презентуются претендентами не один раз: сначала на заседании наблюдательного совета, потом перед республиканской конкурсной комиссией.

avatar
В Наблюдательном совете сидят не случайные люди, а целевая аудитория, патриоты города, которым важно, чтобы их вуз развивался и работал на перспективу. Туда входят представители акимата, маслихата, предприятий и банков, союза «Атамекен» и депутаты. Я считаю, что вуз должен себя позиционировать как надежный центр общественно-политической стабильности и подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием для всего региона. Это и было отмечено в моей программе развития. 
avatar
Расскажите подробнее о своей программе развития КГИУ.
avatar

КГИУ является ведущим вузом Казахстана в области подготовки специалистов для металлургической отрасли. Как вы знаете, это альма-матер Президента республики Нурсултана Назарбаева. В КГИУ есть современная научно-лабораторная база с единственной в стране опытно-промышленной площадкой (с реальными металлургическими печами), действуют 59 специализированных лабораторий, где студенты, помимо учебы, ведут научно-исследовательскую работу. При университете функционирует Центр металлургии с двенадцатью лабораториями профессионального профиля, в том числе инженерного (“Электронная микроскопия и нанотехнология”), в которой проходят стажировку магистранты КазНИТУ имени Каныша Сатпаева, КарГУ и других вузов.

avatar

Изучив все эти особенности университета, в своей программе я уделил внимание вопросу развития науки и отметил важность практической реализаций научных исследований — студенты уже во время обучения в вузе должны начинать делать что-то своими руками. Сейчас наши ребята собирают 3D-принтеры, потому что на рынке труда такие специалисты пользуются большим спросом.

avatar

Также я предложил внедрять новые образовательные программы, включающие элементы 4-й промышленной революции (автоматизация, роботизация и искусственный интеллект) для отраслей металлургии, строительства, транспорта и энергетики. Если этого не делать, то можно сильно отстать от мирового уровня научного и технологического развития. Для первого курса мы уже сейчас разрабатываем такие программы.

avatar

Мы делаем упор на новые программы в рамках существующих специальностей, стараемся поддерживать их актуальность на рынке труда. Допустим, операторы дронов скоро понадобятся везде, а такой специальности пока не существует. Мы хотим с этого года начать готовить операторов дронов в рамках образовательной программы по подготовке IT-специалистов в колледже. Или, например, инженеры солнечных электростанций. Они требуются на многих предприятиях уже сейчас и мы планируем заняться их обучением. Также хотим выпускать инженеров по ремонту и обслуживанию электромобилей.

avatar
В своей программе я уделил много внимания обеспечению общественно-политической стабильности, которую можно достичь за счет качественного проведения воспитательной и общественной работы. Первым делом, в рамках программы Серпін, мы обустроили общежития (закупили хорошие деревянные кровати, телевизоры на каждый этаж для просмотра местных каналов). Студентам важно комфортно себя чувствовать в чужом регионе. Серпін — мощнейшая программа, мы мечтаем, чтобы она действовала и для магистров. 
avatar

Какие специалисты востребованы в вашем регионе?

avatar

В основном, это специалисты в таких областях, как металлургия, строительство, транспорт и энергетика. Мы постоянно изучаем потребности региона. Для этого работаем с центрами занятости. С целью развития практической базы и дальнейшего трудоустройства студентов регулярно запрашиваем на всех предприятиях нашего региона списки необходимых специалистов.

avatar

Мы подписали меморандумы с крупными промышленными компаниями: “АО Арселор Миталл Темиртау”, “Корпорация Казахмыс”, “Казхром”, “Силициум Казахстан”, “Централ Азия Цемент”, Соколовско-Сарбайским ГПО, Актюбинским рельсобалочным заводом и многими другими. Студенты во время практики изучают технологии предприятий, а после идут работать в эти компании.

avatar

С какими проблемами вы столкнулись, будучи ректором?

avatar

Одна из проблем — это оснащение материально-технической базы (МТБ). Она должна постоянно обновляться, чтобы студенты могли изучать самые современные и актуальные технологии. С этой проблемой мы справляемся своими силами при поддержке местных исполнительных органов и предприятий.

avatar

Вторая проблема более масштабная: молодежь уезжает учиться в Россию, потому что там иностранным гражданам предоставляются гранты. В Темиртау большая часть населения русскоязычная и для них возможность получения бесплатного образования в России очень привлекательна. Поэтому мы активно проводим профориентационную работу с абитуриентами и показываем им преимущества обучения в Темиртау.

avatar

В нашем университете можно пройти полный цикл обучения: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. У нас обширные международные связи, которые мы постоянно развиваем. Если студент очень хочет учиться в России, он может поступить к нам, а дальше, по программе академической мобильности, мы можем отправить его в Россию или другую страну — у нас есть договоренности такими зарубежными вузами, как: Университет химической технологии и металлургии в Софии (Болгария), Технический университет в Острава (Чехия), Экономический университет в Катовице (Польша), Люблинский технический университет (Польша).

avatar
Вдобавок мы разработали совместные образовательные программы для магистров, предоставляющие возможность на один год уехать в зарубежный вуз и получить два диплома (двух стран). Сейчас ведем переговоры с университетами Челябинска, Астрахани и Элисты (Калмыкия). 
avatar

Поделитесь общим впечатлением от конкурса. Какие этапы он включает?

avatar

На первом этапе мы собрались в Темиртау. Претенденты представляли разные регионы страны: Алматы, Астану, двое приехали из Караганды и один из Темиртау. На заседании Наблюдательного совета нас было пять человек, каждый ждал своего выступления в отдельной комнате. До заседания я не знал, кто еще подавал заявки на конкурс. Каждый из нас презентовал комиссии свою программу развития вуза, затем отвечали на вопросы.

avatar

На втором этапе поехали в Астану. Среди претендентов было 19 человек из шести вузов. Мы выступали перед комиссией и практически все, кто в нее входили, задавали достаточно сложные, но интересные вопросы по нашим программам развития вузов.

avatar
После проведения двух этапов конкурса Республиканская Комиссия передала министру образования рекомендации о назначении ректора, на основе которых он подписал договор и сопровождающие документы. 

Материал подготовлен Министерством образования и науки РК. Источник: https://vk.com/wall-120804658_1465